Нововведения европейской системы высшего образования в Украине
Содержание
o Введение
o Проблемные вопросы в системе высшего образования Украины
o Нововведения европейской системы высшего образования в Украине
o Адаптация высшего образования Украины к европейскому
o Список литературы
Введение
Развитие современного общества в целом нашло свое отражение в развитии системы высшего образования, которое пребывает в кризисном состоянии и требует новых форм и методов преподавания, адекватным существующим реалиям. Специалисты исследуют инновационные приемы преподавания, педагогические интеграции и их влияние на учебный процесс. Происходит интенсивный поиск стимулов развития системы образования в контексте долгосрочной перспективы, а также рассматривается стратегическая программа реформ с целью последующей интеграции отечественной системы образования в международное образовательное пространство. Определяющие свойства Европейского высшего образования - это качество подготовки и конкурентоспособность высших учебных заведений Европы, взаимодействие государств и высших учебных заведений, совместимость структуры образования и квалификаций на двухступенчатом и последипломном уровнях. Участие высшего образования передовых стран Европы в Болонском процессе должно быть направлено только на его развитие и приобретение новых качественных показателей, а не на потерю лучших традиций, снижение национальных стандартов качества.
На протяжении 1995-2005 г. Министерство образования и науки Украины осуществило ряд масштабных мероприятий по созданию новой нормативно-правовой базы национального высшего образования Украины. Принятый комплекс нормативно-правовых документов прошел апробацию на международном уровне и на сегодня определяет идеологию усовершенствования всей образовательной системы Украины.
Проблемные вопросы в системе высшего образования Украины
Фактически Украина внедрила ступенчатую подготовку раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы, которые остались от прежней централизованной экономики, и те, которые возникли в период независимости государства в связи с особенностями переходного периода.
К указанным структурным проблемам относится несогласованность образовательно-квалификационных уровней бакалавра и магистра с требованием работодателей, чрезмерное количество специальностей и специализаций, их распределение среди высших учебных заведений и др.
В результате этого возникают существенные отличия как по форме, так и по содержанию системы высшего образования Украины по сравнению с лучшими европейскими моделями.
Проблемы и препятствия, которые тормозят высшие образование в Украине, следующие :
1. В Украине существует излишнее и недостаточно сбалансированное с потребностями общества и рынком труда количество направлений (79) и специальностей (584), по которым готовят специалистов с высшим образованием. В мировой же практике их, как минимум, вдвое меньше, они укрупнены и более универсальны;
2. В обществе уровень бакалавра имеет недостаточное признание, недостаточную востребованность отечественной экономикой из-за неопределенности его места на рынке труда, поэтому в высшее учебное заведение студентов преимущественно принимают на специальность, а не на направление, представляющее бакалаврат;
3. Существует угрожающая тенденция ухудшения качества высшего образования, нарастающая во времени;
4. Не уменьшается разрыв между работниками образования и работодателями, между сферой образования и рынком труда;
5. Имеет место неоправданная путаница в понимании функций специалиста и магистра. С одной стороны программы подготовки специалистов и магистров близки между собой, они эквивалентны по своему образовательному статусу, а с другой они аккредитуются по разным уровням: третьему и четвертому;
6. Сектор высшего образования не берет на себя роль лидера в проведении передовых научных исследований в учебных заведениях, которые представляют собой основу элитной университетской подготовки. Это приводит к второстепенности университетской науки, как в системе государственных приоритетов, так и в принципах ее финансирования, что не соответствует мировой практике;
7. Неадекватно к требованиям общества в специалистах с высшим образованием действуют такие распространенные учебные заведения как техникумы, колледжи и высшие профессионально-технические училища, которые на заре независимости Украины были искусственно отнесены к системе высшего образования. В результате образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста не соответствует минимальным требованиям, принятым в мире стандартам качества и нормам высшего образования и не согласовывается с общеевропейской ступенчатой системой. Подготовка же бакалавра в заведениях II уровня аккредитации, - колледжах, - не соответствует основным требованиям к фундаментальной составляющей базового высшего образования, которую могут осуществлять лишь заведения III-IV уровня аккредитации с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и развитой наукой;
8. Отошла в прошлое когда - то хорошо организованная для централизованной экономики система повышения квалификации и переподготовки кадров. Новой же системы, удовлетворяющей потребности рыночной экономики в Украине не создано. Поэтому очень важный общеевропейский принцип «образования в течение жизни» пока что в условиях Украины не может быть реализован в полной мере;
9. Уровень автономии высших учебных заведений во многих вопросах значительно ниже среднеевропейского, в частности, в вопросах финансовой самостоятельности, структуры и объемов подготовки специалистов высшего образования и т.п.
Эти и иные препятствия ухудшают систему высшего образования Украины, ухудшают мобильность студентов, преподавателей и ученых Украины в границах европейского простора образования и рынка труда.
Нововведения европейской системы высшего образования в Украине
Структура высшего образования Украины за своей идеологией и целями согласована со структурами образования большинства развитых стран мира.
Для входа Украины к европейскому пространству высшего образования нужно внедрить в системе высшего образования:
- широкомасштабную долгосрочную стратегию системной модернизации всей системы образования;
- систему качества образования, которое отвечает стандартам ЕС, потребностям рыночной экономики, внутреннего развития государства и общества;
- государственный реестр направлений подготовки и специальностей, в соответствии с международной стандартной классификацией образования (МСКО-96 и 97) и международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88);
- общепринятую и сравнительную систему ученых степеней;
- законодательно усиленные условия для облегчения трудоустройству украинских граждан в Европе и международной конкурентоспособности системы высшего образования Украины;
- систему кредитов вроде Европейской системы трансфера кредитов (ЕСТS), как соответствующего средства содействия большей мобильности студентов;
- законодательно усиленные условия ради обеспечения мобильности через устранение препятствий на пути эффективного использования права на свободное передвижение с непосредственной целью:
1) обеспечение студентам доступа к учебным возможностям, а также к соответствующим просветительским услугам;
2) обеспечение признания и зачисление времени, который преподаватель, исследователь или член административного персонала провел в европейском учебном заведении, проводя исследование, выкладывая и выполняя соответствующую к своей профессии работу, с сохранением их законных прав;
3) содействие европейскому сотрудничеству относительно обеспечения качества образования с целью выработки сравнительных критериев и методологий[6]
На настоящее время нормативные документы Министерства образования и науки Украины содержат информацию, которая в широком смысле направленная на реализацию градации опытаи знаний;
- подает, что образовательно-квалификационные уровни высшего образования имеют профессиональную направленность и склонность отвечать требованиям рынка труда;
- раскрывает положение относительно формирования содержательных модулей.
Для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса необходимо:
- привести в соответствие требованиям Болонской декларации Закон Украины "О высшем образовании" в части определения содержания и статуса образовательно-квалификационных уровней высшего образования;
- привести к соответствию классификацию ученых степеней системы образования и Перечня квалификаций, которые используются на рынке труда, в том числе и Европейскому;
- определить расходы учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля, то есть ввязывание учебного модуля с кредитами;
- разработать методику расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними;
- разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно регуляции деятельности преподавательского персонала и студенческого контингента высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса;
- разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно внедрения тестовых технологий объективного педагогического контроля знаний тех, кто учится.
- разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно сертификации на соответствие, в процессе которой устанавливается уровень компетентности индивида и его соответствие социальным ролям, на которые он претендует;
- разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно селекциииндивидов для исполнения конкретных социальных ролей на основе его профессиональной пригодности, способности и готовности[5].
Для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса необходимо разработать и законодательно урегулировать процедуру контроля качестваи аккредитации, а также усиления международной конкурентоспособности выпускников высшей школы Украины.
Политика в области качества высшего образования, профессиональной подготовки и сертификации специалистов направляется на достижение оптимальной степени упорядочения педагогической деятельности с учетом личностных, социальных, экономических и государственных потребностей и интересов акционеров высшей школы.
Модернизация учебного процесса требует четкого представления о том, чем отличается инновационное обучение от традиционного:
· во-первых, традиционное высшее образование предполагает, что сердцевиной учебного процесса является набор знаний, который преподается студентам. В инновационном образовании основное внимание уделяется не конкретным предметам (знаниям), а тем дополнительным возможностям, которые получают студенты на основании того, что они научились чему-то;
· во-вторых, традиционное образование базируется на исследовании причинно-следственных связей, на развитии способностей выявлять причины и предвидеть последствия. В современном образовании за основу принимается творчество, развитие способностей достижения результата;
· в-третьих, решающую роль в традиционном учебном процессе играет содержание передаваемой информации, в инновационном обучении больше внимания уделяется процессу передачи информации, технологиям и методам данного процесса. Поэтому в традиционном обучении значительное место занимают лекции, а в инновационном – интерактивные формы проведения занятий;
· в-четвертых, традиционное образование предполагает передачу готовых, «правильных» знаний и решений, в то время как современное образование направлено на поиск решений конкретных, ситуационных проблем;
· в-пятых, характерная для традиционного обучения роль преподавателя – «знатока» обусловливает пассивное приобщение студентов к учебному процессу, выполнению того, что предложит преподаватель. В современных условиях преподаватель играет роль организатора и помощника, его задача состоит в организации такого учебного процесса, в ходе которого студенты являются творцами процесса обучения, «соавторами» преподавателя.
Таким образом, отличия инновационного и традиционного типов обучения отражаются, во-первых, в смене акцентов в образовании (переход от информационного содержания к развивающему), во-вторых, в увеличении разнообразных форм и методов обучения, которые используются, и в-третьих, в изменении взаимоотношения сторон и восприятия ими друг друга.
Принципиально новые условия и содержание деловой активности, которая сложилась в Украине в связи с переходом к рынку предопределяет не менее существенные изменения содержания и методики образования. Наиболее существенными изменениями должны стать: переход к интегрированному обучению в контексте предмета, который изучается, вместо изучения и рассмотрения отдельных тем, задач, вопросов; изменение акцентов во время обучения с поиска верных ответов на развитие умения решать проблемы; замена пассивного типа обучения, при котором студенту отводится роль слушателя, активным обучением, для которого характерна активная роль студента при усвоении знаний, решений, информации; замена контроля за процессом обучения со стороны преподавателя контролем со стороны студентов. [2, с. 159]
На мой взгляд, основной концепцией инновационного обучения должна выступать индивидуально-кооперативная технология организации учебного процесса, построенная на объединении конструктивной и результативной самостоятельной деятельности студента в больших и малых группах, что предполагает совместное решение проблемных ситуаций и требует использования таких активных методов как мозговой штурм, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, работа в парах, презентации.
В Донецком экономико-гуманитарном институте сектором социологических исследований в марте 2007 года был проведен опрос студентов относительно их оценки различных технологий, форм и методов проведения занятий. В опросе приняли участие 120 студентов I – V курсов дневной формы обучения.
Данные опроса показали, что студенты I и II курса отдают предпочтение традиционному обучению, а студенты III – V курсов – интерактивным методам, подчеркивая такие их позитивные черты как формирование навыков сотрудничества и умения решать конкретные проблемы, а также повышение интереса к изучаемому предмету.
Переход к инновационному образованию предполагает решение проблемы готовности студентов к обучению по новым технологиям, их мотивации к самообразованию. Сегодня можно говорить о том, что:
- абитуриенты не готовы к тем инновациям, которые предлагает, высшая школа и поэтому процесс адаптации к вузовским требованиям проходит у первокурсников довольно сложно. [1, с. 61]
- мотивация студентов к получению высшего образования довольно низкая. Только 65% студентов действительно имеют внутреннюю мотивацию и осознанное желание учиться, получать знания и навыки в вузе. Остальные поступили в вуз по совету родителей, чтобы получить высшее образование (все равно по какой специальности) ради престижа; некоторые юноши используют возможность не служить в армии; ряд студентов старших курсов разочарованы в выбранной профессии.
- в связи с этим проблема индивидуализации обучения, увеличения самостоятельной работы и внедрения инновационных форм и методов в образовательный процесс является весьма проблематичной и потребует от преподавателей существенных усилий и творчества.
3. Адаптация высшего образования Украины к Европейскому высшему образованию
Отметим, что Болонская декларация - это не элитный клуб. Присоединение Украины к этому процессу еще вовсе не означает, что нашу страну тотчас признает европейский образовательный "дом". До 2010 года ведомство С. Николаенко должно выполнить все требования соглашения. Соседи-европейцы предлагают перейти на двухступенчатую модель получения образования: не менее 3-х лет студенты будут учится на бакалавра, и дополнительно 2 года посвятят получению степени магистра. Хотя, по словам главы МОН Станислава Николаенко, насущной необходимости в том, чтобы готовить магистров изо всех, кто поступил в вуз, нет.
Также, по словам министра, при переходе к болонским стандартам произойдет серьезная ревизия учебных заведений.
- Без очищения образовательного поля от псевдовузов невозможно говорить о продвижении национального высшего образования на европейском рынке труда. Более того, от низкого качества образовательных услуг страдают наша экономика и все мы, - объяснил ситуацию С.Николаенко. - Присоединение Украины к Болонскому процессу решает две важные задачи. Во-первых, мы должны работать на уровне европейских требований; во-вторых, таким образом мы гарантируем высокий уровень качества образования.
К вступлению в Болонский процесс Украина готовилась давно. Так, в 2012 году на европейские кредиты и модули перешли уже 130 наших вузов. И если раньше во многих учебных заведениях эта система внедрялась в качестве эксперимента, то уже в ближайшем будущем к ней прибегнут почти все вузы страны.
Согласно европейским стандартам, отечественные высшие заведения должны будут использовать 100-балльную шкалу оценки знаний. Качество усвоенного студентами материала будет определяться двумя составляющими - работой в течение семестра и экзаменационной оценкой. Проще говоря, 40 баллов студент зарабатывает за посещение лекций, работу на семинарах и прочее, а 60 баллов ему ставит экзаменатор.
По своей сути Болонский процесс - не просто кредиты и модули. Это новая для Украины концепция организации учебного процесса, новые технологии получения знаний. Чтобы всего этого добиться, нужно привести систему украинского образования к единым европейским стандартам. Ведь мы хотим быть понятными Европе[3].
Условия внедрения мировых стандартов и их планируемые преимущества для более наглядного восприятия представлены на диаграммах (рис.1), (рис.2).
Рис.1. Основные требования к системе высшего образования
Рис.2. Ожидаемые преимущества
Среди преимуществ, обеспечивающих интеграцию системы высшего образования в Зону европейского образования, специалисты в первую очередь называют мобильность учащихся, персонала и выпускников, и одним из положений является устранение требований к национальности и другие препятствия и препоны для академической карьеры в Европе.
Одним из преимуществ кредитно-модульной системы, специалисты называют ее демократичность. У слушателей появится возможность выбирать дисциплины для изучения по своему усмотрению. Такая свобода имеет и обратную сторону. Одни студенты из-за недостатка самодисциплины бросают учиться через два - три года. Другие - тянут лямку десятилетиями. И продолжают учиться всю жизнь. Никто не отчисляет прогульщика за несданную сессию. Тем более, что сессий здесь нет, как и привычных нам первого - пятого курсов. Зато из тех, кто остался, выходят специалисты, которые точно знают, зачем им нужен диплом[4].
Для адаптации системы организации учебного процесса Университетов Украины к европейской системы кредитного взаимопризнания провелись масштабные мероприятия.
Во-первых, на законодательном уровне изменения в нормативно-методические документы: пересмотр перечня направлений и специальностей. Дополнения к дипломам о высшем образовании, Стандарты высшего образования, Положения об организации учебного процесса с учетом кредитно-модульной системы и др.
Во-вторых, осуществлен ряд организационных мероприятий по изменению в системе менеджмента университетов: предусмотрены менеджеры и тьютеры (кураторы - разработчики учебных модулей), происходит заключение межуниверситетских соглашений, информационное обеспечение академической мобильности и т.д.
Сейчас создан институт кураторов (разработчиков) учебных модулей, создаются информационные ресурсы для обеспечения информационной мобильности студентов – информационно-справочные сайты, базы данных, содержащие учебные планы и другую информацию об учебном процессе. Происходит межуниверситетское и международное взаимопризнание учебных модулей и дополнений к диплому, внедряется соответствующая система оценивания.
В-третьих, активизируется процесс внедрения системы кредитов в систему образования Украины, что требует адаптации существующих учебных программ и планов в соответствии с требованиями ECTS, создания накопительно - зачетной кредитной системы из большого количества существующих в Украине специальностей, разработки согласованных содержательных модулей.
Кредитно-модульную систему в Украине рассматривают не только в качестве основы всех звеньев высшего образования: базового, полного, последипломного, переподготовки и повышения квалификации, в том числе в системе дистанционного обучения, но как и новую технологию организации учебного процесса, направленную на повышение качества высшего образования.
Вывод
Среди результатов адаптации высшего образования Украины к Европейскому, специалисты в первую очередь называют мобильность учащихся, персонала и выпускников, устранение требований к национальности и другие препятствия и препоны для академической карьеры в Европе.
Одним из преимуществ кредитно-модульной системы, специалисты называют ее демократичность. У слушателей появится возможность выбирать дисциплины для изучения по своему усмотрению.
Интеграция Украины в Европейскую систему высшего образования требует взвешенности и прагматизма. Особенное внимание следует акцентировать на обеспечение привлекательности последующей деятельности выпускников в пределах Украины, создание достойных условий труда и оплаты работы. Стимулирование молодых специалистов, ориентирование научного потенциала на реализацию своих планов в отечественных условиях, должно стать приоритетным направлением государственной политики в целом и воспитательно-педагогическим компонентом образования, в частности.
Введение болонского процесса в Украине способствует осознанию право каждого быть самим собой соответственно своим природным способностям, развитию интеллектуальной и мыслительной деятельности студента, внедрению непрерывного образования. Специалисты украинских вузов должны получить возможность работать в тех государствах, которые входят в Европейский союз. Это является положительными чертами процесса. Однако присутствуют и отрицательные моменты:
- недостаточная научно-литературная база
- неподготовленность министерства образования к переходу от нынешнего образования к болонскому процессу.
Чтобы достичь высокого уровня в этой области, необходимо упорно и настойчиво работать как студентам, так и преподавателям.
Литература
1. Луцик І.Г. Використання інтерактивних методів як засіб створення інтенсивного освітнього середовища// Нові технології навчання – 2007 - № 46
2. Сорокина Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание// Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология – 2002 - № 4
3. . tovarish/news/Obschestvo/09-06-2005/Evropa_zna.html
4. lib.sportedu/books/xxpi/2005n3/p70-76.htm
5.globalteka.ru/news/1-latest-news/154-2009-02-03-15-41-06.html
6. Ніколаєнко С.М. Нові форми інтеграції освіти і науки // Педагогічнийпошук. – 2007. – № 2 (54).