Методические направления
1) Реализация программы в циклах уроков предполагает дидактические движение от воспроизведения текста в простых учебных формах (например, диктантов) к более сложным (например, изложений) и далее к его продуцированию в форме сочинения, в частности, от традиционных диктантов к диктантам с изменением содержания, перерастающим в изложения; от традиционных изложений на основе памяти и стилистического подражания к изложениям-сочинениям (продолжение текста); от традиционных изложений к свободным, к изложениям с субъективными комментариями к сочинению, выражающим субъективное отношение к содержанию и форме текста.
2) От исследовательской позиции к дидактической. Это касается не только учителя, но и ученика. Апробируемые способы актуализации являются одновременно приемами исследования (самих способов, обучаемых групп учеников, отдельных учеников) и обучения (способы развития письменно -речевых способностей). Поочередная смена позиций и взаимодействие обеих линий - важное условие успеха программы. Ученик наблюдает за своими подвижками (или затруднениями), фиксирует в «дневнике результатов», анализирует свои результаты. При необходимости учитель подключает ученика к исследованию в заданных аспектах класса; такая работа может вылиться в доклад на школьной научной конференции. В нашем опыте ученики старших классов проводили такие исследования-уроки у младшеклассников. Таким образом осуществляется движение от творчества учителя к творчеству ученика
3) От ненаправленных приемов к направленным, от стихийной актуализации к рационально организованной. Учитель, например. изучает выделение учениками опорных слов для изложения, анализирует их и направляет процесс в «культурное русло».
От коллективной работы в классе к индивидуальной и затем снова к коллективной. Важной особенность предлагаемой программы является ее ориентация на индивидуальную работу, так как она позволяет выявлять психолингвистические особенности групп учеников и отдельных учеников и предполагает. что для каждого типа существуют свои специфические приемы обучения (см. об этом, например, Приложение 1.1.).
4)
6.4.2. Конкретные разработки циклов занятий в рамках программы «системный анализ текста как пропедевтика развития речи в школе»
6.4.2.1.Циклы занятий, апробирующих способы внешней и внутренней актуализации опорных точек в рамках правополушарной стратегии и диагностики на этой основе психо-орфографических типов детей. См. Приложение 1.1.
6.4.2.2. Цикл занятий с комплексной актуализацией опорных точек текста для его воспроизведения в форме диктанта. См. Приложение 1.2.
6.4.2.3. Уроки с повторными диктантами разных типов. См. Приложение 1.3.
6.4.2.4. Уроки с самодиктовками после заучивания наизусть. См. Приложение 1.4.
6.4.2.5. Цикл занятий по подготовке воспроизведения текста в форме изложения с актуализацией деривационного механизма. См. Приложение 1.5.