Классный руководитель, его функции, основные направления деятельности и формы работы классного руководителя
Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.
Цели воспитательной деятельности классного руководителя
- Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
- Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в совместном общении.
- Формы работы школы с семьей. Методика проведения родительского собрания.
Принципы общения семьи и школы:
- сотрудничество;
- такт;
- взаимодействие;
- взаимоуважение;
- взаимопомощь и взаимоподдержка;
- терпение и терпимость
Функции работы школы с семьями:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;
- взаимодействие с родительскими общественными организациями.
Методические правила взаимодействия школы с семьями:
- выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;
- выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);
- совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;
- разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем;
- выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.
Формы взаимодействия школы с семьей | |
Индивидуальные: - беседа; - консультации; - посещение семьи учащегося, общение по телефону; - переписка с родителями. | Коллективные - родительские классные и общешкольные собрания; - открытые уроки для родителей; - дни открытых дверей; - родительские конференции; - диспуты родителей; - круглые столы; - демонстрация и обсуждение фильмов по вопросам воспитания; - вечера вопросов и ответов; - работа с родительским активом; - совместные с детьми походы; - огоньки; - конференции и т.п. |
- Система методической работы школы.
Цель методической работы: Повышение профессионального мастерства учителя.
Задачи: ознакомление с новыми достижениями в области педагоги и методики преподавания; организация опытно-экспериментальной работы; аттестация педагогических кадров; дальнейшее развитие педагогических качеств учителя.
В современной школе ведется систематическая работа по организации методической работы в виде методических объединений, цель которых познакомить учителей с результатами новейших исследований в области преподаваемых наук, методическими приемами работы. Изучаются новые технологии по использованию технических средств в обучении. Заслушиваются сообщения учителей о результатах их деятельности.
Методическое объединение учителей школы может состоять из 4-5 учителей школы по одному предмету или объединять учителей 2-3 школ. Такие методические объединения служат хорошей школой для преподавателей, где они знакомятся с современными требованиями анализа уроков с должным теоретическим обоснованием.
Наряду с методическими объединениями важную роль в структуре методической работы выполняют школы передового опыта. Когда к опытному учителю прикрепляется 2-4 учителя по данной специальности, то целью такой работы является оказание методической помощи. В процессе такой работы (беседы, наблюдение уроков, совместное составление тематических планов, изучение литературы) совершенствуется технология работы не только прикрепленных учителей, но и руководителя.
В ряде школ практикуется создание проблемных групп, занимающихся систематизацией, сообщением и распространением передового опыта. Деятельность их начинается с изучением литературы по какой-либо проблеме, посещения уроков учителей, выработки определенных гипотез, предложений ,которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы и привлечению в свой состав все новых и новых учителей.
Не менее важной формой методической работы остаются организация и проведение открытых и показательных уроков, демонстрация опыта учителя-мастера для демонстрации методов учебной и воспитательной работы.
Например, просмотр открытого урока по использованию технических средств обучения, работа с учебником на уроке или урок проблемного обучения.
Один раз в течение года в школе организуютсянаучно-теоретические конференции и педагогические чтения как своеобразный отчет учителей по итогам своих творческих поисков по той или иной проблеме.
- Педагогическая система, ее компоненты. Основные функции и методы управления школой как педагогической системой.
Одной из разновидностей социальной системы является педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей (Н.В.Кузьмина).
Функциональные компоненты педагогической системы: целевой (проектировочный), содержательный, деятельностный (организационно-управленческий), аналитико-результативный.
- Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств личности. Педагогическая система – это система деятельностная, а любая деятельность направлена на достижение определенной цели. Цель, задачи – это первый системообразующий фактор.
- Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Он реализуется на основе определенных принципов и методов.
- Третий системообразующий фактор – деятельностный – понимает как взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, без которых не может быть достигнут конечный результат. Это первый уровень управления. Ко второму относится взаимодействие руководителей учебного заведения и преподавателей и т.д.
- Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, его протекание характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функции), представляющих законченный цикл:
а. анализ и самоанализ;
б. целеполагание и планирование;
в. организационная деятельность;
г. контроль и регулирование.
Методы управления педагогическими системами:
1. Административные методы (Приказы, распоряжения, указания)
2. Методы экономического стимулирования (денежное вознаграждение, премии)
3. Методы психолого-педагогического воздействия (совет, просьба)
4. Методы общественного воздействия (включение в систему управления)
- Основные документы, регламентирующие деятельность школы.
I. Нормативно-правовые акты:
Международные: Декларация прав ребенка (1959 г.); Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
Документы РФ:
- Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (стратегия и основные направления развития образования).
- Закон РФ «Об образовании».
- ФЗ об основных гарантиях прав ребенка РФ (1998 г.)
II. Нормативные документы школы:
- Устав.
- Коллективный договор.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Документы по охране труда, технике безопасности.
- Должностные инструкции.
III. Школьная документация:
- классный журнал;
- личные дела;
- алфавитная книга;
- книга приказов;
- книга выдачи аттестатов;
- трудовые книжки.