Проблематика общего и частного языкознания
Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Связь с другими науками
Языкознание — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и классификации конкретных языков.
Язык является важнейшим средством человеческого общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка. Язык как средство общения и как систему знаков изучают многие науки.
Языкознание связано со всеми главными разделами современной науки, и это объясняется той ролью, которую играет язык во всех сферах человеческой деятельности.
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, география, психология и педагогика.
С историей языкознание связано потому, что история языка есть часть истории народа. В течение времени язык меняется: словарный состав, сфера деятельности, характер функционирования...
Язык как продукт речевой деятельности является предметом изучения психологии и языкознания. Мыслительные и другие психические процессы отражаются в речи, в категориях языка — при анализе переносных значений слов, односоставных и вопросительных предложений, обособленных членов предложения. В середине прошлого века возникла наука психолингвистика, которая изучает речевую деятельность как единство коммуникативного акта и психического процесса.
Языкознание связано также и с педагогикой. Речь, прежде всего, идёт о методике преподавания языка.
Из естественных наук языкознание соприкасается с физиологией человека и антропологией. Производство звуков речи имеет физиологическую основу, намекает Кэп... А антропология классифицирует расы и языки, изучая происхождение речи.
Языкознание также связано с философией. В последнее время развивается наука философия языка, которая представляет язык как ключ к пониманию мышления и знания.
Тесная связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Язык в семиотике — главный объект наблюдения.
Теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы.
Литературоведение и языкознание составляет общую науку — филологию, предметом которой является текст.
Разделы языкознания
Языкознание как наука:
1. общее и частное;
2. теоретическое и прикладное.
Цели общего языкознания:
1. Определить природу языка, его сущность;
2. Установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, — морфологию, лексикологию и проч.;
3. Дать систематику языков, создать классификацию;
4. Разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания.
В рамках общего языкознания выделяетсятипологическое языкознание, сопоставляющее между собой как родственные языки, так и неродственные — с целью выяснения общих закономерностей языка.
Частное языкознание занимается отдельным языком или группой родственных языков.
Оно может быть:
1. Синхроническим (описывающим факты языка в какой-то момент его истории);
2. Диахроническим (или историческим — прослеживающим развитие языка на протяжении определённого отрезка времени).
Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка в целом. Например, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика; это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания.
Однако любое частное языкознание содержит и такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных.
Общее и частное языкознание являются составными частями теоретической лингвистики, которая исследует языковые законы и формулирует их как теории.
Теоретическая лингвистика бывает:
1. Эмпирической — описывающей реальную речь;
2. Нормативной — указывающей, как «нужно» говорить и писать.
Прикладное языкознание — это применения лингвистических знаний к практической деятельности.
Важные отрасли практической деятельности языковедов:
1. Преподавание языка (вызывает составление разных справочников — словарей и грамматик прежде всего);
2. Перевод с одного языка на другой;
3. Разработка терминологии;
4. Совершенствование алфавита и орфографии;
5. Создание письменности для народов, у которых её нет и др.
Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных...
Проблематика общего и частного языкознания
Общее языкознание занимается особенностями человеческого языка. Цели общего языкознания как раздела науки о языке:
1. Определить природу языка, его сущность;
2. Установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие;
3. Дать систематику языков, создать классификацию;
4. Разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики.
В рамках общего языкознания выделяется типологическое. Оно сопоставляет между собой родственные (и не очень) языки, пытаясь выяснить общие закономерности. Также топологическое языкознание выявляет и формулирует универсалии (абсолютные — для всех языков, статистические — для большого количества).
Абсолютные универсалии — это, например, следующие утверждения:
1. Во всех языках существуют гласные и согласные звуки;
2. На всех языках люди говорят предложениями;
3. Во всех языках есть имена собственные;
4. Если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нём обязательно существует различие и по числу.
Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел.
Одной из важных задач общего языкознания является также научное определение понятий.
Любое частное языкознание содержит некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Например, в науке о русском языке (русистике) выделяются фонетика и грамматика. Это верно и для других языков.
Однако любое частное языкознание содержит и такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верным для всех языков. Пример: в английском языке нет рода у существительных.