Проблемы дикции и резонансное пение

Многие певцы, к сожалению, пренебре-

гают хорошей дикцией; слушатели часто

не понимают языка, на котором поют

певцы на сцене, и довольствуются лишь

тем, что знают в общих чертах содержа-

ние представления... Понятно, что на хо-

рошую дикцию никоим образом нельзя

смотреть как на замену голоса, но лишь

как на его обрамление...

Э. Карузо

Одна из «больных» проблем вокального искусства - низкая

разборчивость певческой речи, плохая дикция, на что указывали

еще Э. Карузо (в книге «Как надо петь»), известный дирижер А.Г.

Пазовский («Записки дирижера», 1966), К.С. Станиславский (1955)

и др. Иногда дикция столь плоха, что слушатель не может понять

ни слова, пение напоминает «глокую куздру» - набор бессмыслен-

ных квазислов, созданный известным языковедом Л.В. Щербой

для иллюстрации синтаксических закономерностей речи.

Проведенные нами исследования с помощью специально разра-

ботанного метода слоговой артикуляции показали, что особенно

сильно дикция певцов ухудшается при приближении к верхним

нотам диапазона голоса: у мужчин до 50%, а у женщин до 20-10%

(Морозов, 1977; см. рис 22). Позднее полученные нами результаты

были подтверждены в работе двух американских исследователей

Г. Нельсона и В. Тиффани (Nelson, Tiffany, 1980).

Основная причина плохой дикции в пении - необходимость для

певца одновременного решения двух трудно совместимых задач: с

одной стороны, обеспечения требуемого качества певческого тем-

бра, что связано со значительной стабилизацией резонаторной сис-

темы (Дмитриев, 1968), а следовательно, и частотного положения

основных певческих формант, а с другой - обеспечения необходи-

мой фонетической разнокачественности гласных, что требует, на-

Искусство резонансного пения 75

оборот, большей подвижности, больших изменений объема и фор-

мы резонаторов, как в разговорной речи.

Поскольку певческая установка резонаторов более стабильная,

чем в речи, то певец сильно ограничен в движениях органов арти-

куляции (язык, губы, глотка, гортань), они не могут производить

точно такие же движения, как в речи, ибо на них лежит и другая

задача- формирование необходимых качеств певческого звука

(тембр, сила, кантилена, полетность). Поэтому, добиваясь певче-

ских качеств голоса, певец часто теряет разборчивость вокальной

речи (искажает гласные и т.п.), а стремясь обеспечить дикцию, те-

ряет певческие качества, нередко прибегая к декламации вместо

пения, или к «лаю», как писал Ф Ламперти (1913).

Рис. 22. Зависимость разборчивости вокальной речи (дикции) от высоты основного

тона голоса певца. Результаты получены методом слоговой артикуляции (по:

Морозов, 1977).

Средние данные: 1 - мужчины, 2 - женщины, 3 - дети. По оси абсцисс сверху - частота основного

тона (Гц), снизу - соответствующая высота голоса в нотном обозначении; по оси ординат - слого-

вая разборчивость вокальной речи (А %).

Несмотря на указанные трудности, мастера пения - вспомним

С.Я. Лемешева, Ф.И. Шаляпина и др. - преодолевают их на удив-

ление легко и свободно: и певческий тембр, кантилена, сила, по-

летность прекрасны и дикция отличная. Значит, решить эти две

противоречивые задачи можно. А раз можно - значит нужно! Но

как? И здесь опять мы обращаемся к опыту великих певцов и вы-

водам из РТИП. Так, Дж. Барра убежденно твердил нашим стаже-

рам одно - овладение резонансным механизмом пения, превраще-

ние не только ротоглоточной полости, но всей дыхательной систе-

76 В. П. Морозов

мы, включая нижние дыхательные пути, в единый резонатор, дос-

тижение озвученного дыхания, совмещенного с резо-

нансом, т . е . резонирующего дыхания, как он требовал

(см. высказывания Барра в Приложении 1), должно, по его глубо-

кому убеждению и опыту, решить все проблемы с дикцией - она

будет естественной и свободной. И по свидетельству наших ста-

жеров, Барра был абсолютно прав, ибо превращение всего дыха-

тельного тракта в единый резонатор, освобождение гортани, ниж-

ней челюсти, языка в значительной степени освобождает и артику-

ляторные органы для формирования вокальной речи. И их мини-

мальные движения уже обеспечивают хорошую дикцию Об этом

же говорил Н. Гяуров (см. там же).

Наши рекомендации