За что меня можно критиковать(родным, друзьям, однокурсникам, преподавателям)?
Задание №2. Постарайся дома поразмышлять над следующими вопросами. Если можно, ответьте на них письменно. Отвечая на эти, вопросы, Вы сможете глубже разобраться в собственном поведении.
1. Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
2. Достаточно ли я уверен в себе?
3. Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости, чтобы избегать догматизма и не утверждать, например, что есть только один метод решения задачи, только один учебник, где данная тема изложена правильно, только один способ научиться чему-то и т. д.?
4. В какой степени я способен принимать критику в свой адрес, необходимую для моего личностного и профессионального развития? Могу ли я открыто обсуждать свои личные и профессиональные проблемы?
5. Знаю ли я в действительности, как мои друзья воспринимают мир, каким им вижусь я? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
Обсудить полученные результаты.
Занятие №3.
Тема: Социализация личности.
I. Изучите теоретический материал по вопросам
1. Понятие социализации.
2. Факторы и стадии процесса социализации.
3. Феномены, механизмы и направления социализации.
II. Ответьте на контрольные вопросы:
1. В чем сущность социализации личности?
2. Дать характеристику основным факторам социализации. Какие из них действуют стихийно, а какие целенаправленно?
3. Описать механизмы социализации.
4. Назвать основные институты социализации и дать им характеристику.
5. Что такое социально-психологическая адаптация?
6. Дать характеристику стадий социализации.
7. Охарактеризовать направления социализации.
III. Практическое задание:
Цель: Изучение представлений субъекта о себе, идеальном "Я", для изучения взаимоотношений в малых группах.
Инструкция: Дайте оценку искреннюю и объективную сначала самому себе, такому, каким Вы являетесь. Затем – такому, каким Вам следовало бы быть в идеале.
Текстовый материал:
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Не уверен в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
107. Часто гневливый
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью
116. Мягкотелый
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой
Обработка результатов:
· Подсчитать количество баллов по каждой из восьми шкал в отдельности. Диапазон проявления свойств делится на три зоны: первая от 0 до 6; вторая от 7 до 11; третья от 12 до 16. первая зона характеризует адаптивный вариант, а третья – дезадаптивный вариант
· По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
· Сделать заключение.
С помощью методики определяются следующие свойства:
I. Доминирование – властолюбие – деспотизм.
II. Уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность.
III. Требовательность – непримиримость – жестокость.
IV. Скептицизм – упрямство – негативизм.
V. Уступчивость – кроткость – пассивная подчиняемость.
VI. Доверчивость – послушность – зависимость.
VII. Добросердечность – несамостоятельность – чрезмерный конформизм.
VIII. Отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.
Вопросы для самопроверки
1. Место общения в системе общественных и межличностных отношений.
2. Общение и деятельность.
3. Структура и функции общения.
4. Общение как обмен информацией.
5. Речь как средство коммуникации.
6. Невербальная коммуникация.
7. Общение как взаимодействие.
8. Подходы к описанию структуры взаимодействия.
9. Транзактный анализ.
10. Типы взаимодействия: психологическая характеристика кооперации и конкуренции.
11. Межличностный конфликт.
12. Типология поведения личности в ситуации конфликта.
13. Общение как познание людьми друг друга.
14. Механизмы и эффекты межличностного восприятия
15. Каузальная атрибуция
16. Точность межличностного восприятия.
17. Межличностные отношения.
18. Межличностная аттракция.
19. Межличностная совместимость
20. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца.
Самостоятельная работа
Тема: «Стили лидерства
I. Проанализировать теоретический материал по вопросам
1. Концепция первичного лидерства.
2. Концепция атрибутивного лидерства.
3. Концепция харизматического лидерства.
II. Ответьте на контрольные вопросы:
1. Что такое «первичное лидерство»?
2. Описать влияние эмоционального состояния руководителя на поведение и эффективность деятельности подчиненного.
3. Дать характеристику резонансным стилям общения.
4. Охарактеризуйте диссонансные стили общения.
5. Что такое каузальная атрибуция?
6. Охарактеризуйте атрибутивный подход к определению стилей лидерства.
III. Подготовить реферат на одну из тем:
1. Культ лидера.
2. Лидер как образец для подражания.
3. Сексуальная ипостась лидера.
4. Макиавелли: технология эффективного лидерства.
5. Анализ нормального и отклоняющегося организационного поведения («Тэвистокский подход»).
Литература для чтения:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов. - М: Аспект Пресс, 2006. – 363с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. для вузов. - М: Аспект Пресс, 2005. – 302с.
3. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ.высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», «Педагогика и психология». – М.: Академия, 2004. – 263с.
4. Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2002, Воронеж: МОДЕК, 2002. -256с.
5. Гришина, Н.В. Психология конфликта. СИб.: Питер, 2008. – 538с.
6. Журавлев, А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416с.
7. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб; М.; Харьков; Минск, 2000.
8. Межличностное общение: Хрестоматия. - СПб.. Питер, 2001.
9. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие для студ.высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности психологии. – СПб., 2003. – 616с.
10. Пиз, А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. Расширенная версия. – М.: Эксмо, 2007. – 462с.
11. Психология делового общения: хрестоматия: учеб.пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2006. – 767с.
12. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ.высших учебных заведений. – М.: Проспект, 2004. – 336с.
13. Тутушкина, М. К. Общение и межличностные отношения // Практическая психология. СПб., 1997. С. 159-172.
14. Чеховских, М.И. Психология делового общения: учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2008. – 252с.
Контрольный тест к модулю
1. Из перечисленного выделите стороны процесса общения:
· коммуникативная
· перцептивная
· интерактивная
· все ответы верны
2. Коммуникативная сторона общения состоит в:
· обмене информацией между общающимися индивидами
· в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями
· процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания
· репрезентации эмоциональных состояний партнеров по общению
3. Коммуникативные барьеры могут возникать:
· вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям
· вследствие принадлежности субъектов общения к разным профессиональным группам
· вследствие чрезмерной застенчивости одного из общающихся
· все утверждения верныъ
4. Совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющие действие фильтров называется:
· фасцинацией
· эмпатией
· идентификацией
· аттракцией
5. К вербальным средствам общения относятся
· система «контакт глаз»
· мимика
· речь
· жесты
6. К функциям невербального общения относятся:
· передача сообщения
· раскрытие смысла сообщения
· дополнение и замещение речи
· осуществление взаимовлияния людей друг на друга
7. К видам слушания можно отнести:
· активное
· систематическое
· светское
· нет правильных ответов
8. При закрытой позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса коммуникатор:
· открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения
· держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения
· умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть
· побуждает к действию в заданном направлении
9. При отстраненной позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса коммуникатор:
· открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения
· держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения
· умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть
· побуждает к действию в заданном направлении
10. При открытой позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса коммуникатор:
· открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения
· держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения
· умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть
· побуждает к действию в заданном направлении
11. Информационно-коммуникативная функция общения состоит в:
· обмене информацией
· регуляции поведения
· организации совместной деятельности
· регуляции эмоциональной сферы человека
12. Регуляторно-коммуникативная функция общения состоит в:
· обмене информацией
· регуляции поведения и организации совместной деятельности
· регуляции эмоциональной сферы человека
· приеме информации
13. Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в:
· обмене информацией
· регуляции поведения
· организации совместной деятельности
· регуляции эмоциональной сферы человека
14. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия называется:
· убеждающая коммуникация
· социально-речевая коммуникация
· личностно-речевая коммуникация
· уточняющая коммуникация
15. Матрицу убеждающей коммуникации, описывающей модель речевого коммуникативного процесса предложил:
· Г. Лассуэлл
· К. Ховланд
· А.А. Леонтьев
· П. Экман
16. Содержание коммуникации может передаваться при помощи:
· только устной и письменной речи
· речи и жестов
· только устной речи
· только жестов
17. Побудительная информация, исходящая от коммуникатора, выражается в:
· приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие
· запрете нежелательных видов деятельности
· все ответы верны
· побуждении к действию в заданном направлении
18. Констатирующая информация, исходящая от коммуникатора, выражается в:
· приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие
· запрете нежелательных видов деятельности
· форме сообщения
· побуждении к действию в заданном направлении
19. Невербальная коммуникация в качестве знаковых систем включает:
· все ответы верны
· оптико-кинетическую систему
· визуальный контакт
· пара- и экстралингвистическую системы
20. Экстраралингвистическая система знаков включает в себя:
· жесты
· систему вокализации
· мимику
· включение в речь плача, смеха и т.д.
21. Паралингвистическая система знаков включает в себя:
· жесты
· систему вокализации
· мимику
· включение в речь плача, смеха и т.д.
22. К оптико-кинетической системе невербального поведения относятся:
· жесты
· «контакт глаз»
· прикосновения
· запахи
23. Такесика как знаковая система включает в себя:
· жесты
· пожатие рук, похлопывание, поцелуй
· мимику
· включение в речь плача, смеха и т.д.
24. Проксемика – это область знаний, изучающая проблемы:
· визуального контакта общающихся
· функций жестов и мимики в общении
· невербальной коммуникации в целом
· пространственной организации общения
25. Интимная зона (согласно норм приближения человека к партнеру по общению) подразумевает расстояние, в сантиметрах:
· 45-120
· 20-75
· 0-45
· 20-75
26. Публичная зона (согласно норм приближения человека к партнеру по общению) подразумевает расстояние, в сантиметрах:
· 200-300
· 300-400
· 100-200
· 400-750
27. Персональная зона (согласно норм приближения человека к партнеру по общению) подразумевает расстояние, в сантиметрах :
· 45-120
· 120-400
· 100-200
· 0-45
28. Социальная зона (согласно норм приближения человека к партнеру по общению) подразумевает расстояние, в сантиметрах :
· 120-400
· 300-400
· 100-200
· 400-750
29. К ольфакторной системе невербального общения относятся:
· система «контакт глаз»
· запахи
· речь
· жесты
30. Интерактивная сторона общения состоит в:
· обмене информацией между общающимися индивидами
· в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями
· процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания
· репрезентации эмоциональных состояний партнеров по общению
31. К ведущим стратегиям взаимодействия не относятся:
· компромисс
· избегание
· сотрудничество
· намерение
32. Стратегия взаимодействия – это:
· совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми
· типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения
· совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения
· образ возможного поведения, существующий до ситуации общения
33. К доминированию в межличностных отношениях приводит использование такого стиля взаимодействия, как:
· агрессивно-аргументированный
· экспрессивно-конфронтационный
· умозрительно-экспериментальный
· вежливое поведение
34. Развитию тесных деловых и глубоких дружеских взаимоотношений способствует использование такого стиля взаимодействия, как:
· агрессивно-аргументированный
· экспрессивно-конфронтационный
· умозрительно-экспериментальный
· вежливое поведение
35. Рассмотрение общения как процесса обмена трансакциями, то есть действиями- стимулами и реакциями, которые по содержанию соответствуют трёхкомпонентной структуре личности, включающей позиции эмоционального «ребёнка», нормативного «родителя», рационального «взрослого» свойственно:
· когнитивизму
· трансактному анализу
· интеракционизму
· необихевиоризму
36. Взаимодействие в трансактном анализе эффективно тогда, когда трансакции носят:
· дополнительный характер
· пересекающийся характер
· параллельный характер
· перпендикулярный характер
37. Позиция «Ребенок» в трансактном анализе может быть определена как позиция:
· хочу
· надо
· хочу и надо
· не могу
38. Позиция «Родитель» в трансактном анализе может быть определена как позиция:
· хочу
· надо
· хочу и надо
· могу
39. Позиция «Взрослый» в трансактном анализе может быть определена как позиция:
· хочу
· надо
· хочу и надо
· могу
40. Схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе разработал
· Р. Бейлс
· М. Аргайл
· Э. Берн
· П. Экман
41. Схема Р. Бейлса, позволяющая регистрировать различные виды взаимодействий в группе включает в себя:
· 8 категорий и 16 наименований
· 4 категории и 12 наименований
· 12 категорий и 24 наименования
· 16 категорий и 82 наименования
42. В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:
· солидарность, снятие напряжения, согласие
· предложение, мнение, ориентация других
· просьбы об информации, указании, просьбы высказать свое мнение
· несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма
43. В схеме наблюдения Р. Бейлса область позитивных эмоций включает:
· солидарность, снятие напряжения, согласие
· предложение, мнение, ориентация других
· просьбы об информации, указании, просьбы высказать свое мнение
· несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма
44. Согласно теории Т. Парсонса, элементами структуры единичных действий, из которых складывается взаимодействие являются:
· деятель, «другой», нормы, ценности, ситуация
· потребность, мотив, цель, операции
· трансакционный стимул, реакция, ситуация
· вербальная информация, невербальная информация, контекст
45. Центральным понятием при описании социального поведения (Я. Щепаньский) является:
· единичное действие
· социальная связь
· пространственный контакт
· социальное отношение
46. Характерными чертами социального взаимодействия согласно Э. Холландеру являются:
· взаимозависимость поведения участников
· взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга
· оценка ценности действий и мотивов других людей
· все ответы верны
47. Модель поведения в конфликтной ситуации заключающаяся в совместной выработке решения, которое устраивает все стороны называется:
· уклонение
· приспособление
· сотрудничество
· компромисс
48. Модель поведения в конфликтной ситуации заключающаяся в разрешении противоречий путем взаимных уступок называется:
· уклонение
· приспособление
· сотрудничество
· компромисс
49. Модель поведения в конфликтной ситуации заключающаяся в открытой борьбе за свои интересы называется:
· уклонение
· приспособление
· соперничество
· компромисс
50. К пассивным моделям поведения в конфликтной ситуации относятся:
· уклонение и приспособление
· уклонение и компромисс
· приспособление и компромисс
· уклонение и сотрудничество
51. Тенденция к расширению и эскалации является чертой:
· деструктивного конфликта
· конструктивного конфликта
· любого конфликта
· межгруппового конфликта
52. Становится независимым от породивших его исходных причин и может продолжаться и после того, как эти причины уже исчерпаны, обесценены или забыты
· деструктивный конфликт
· конструктивный конфликт
· любой конфликт
· межгрупповой конфликт
53. Конструктивная роль конфликта выражается в:
· стимулировании индивидуальной и групповой жизнедеятельности
· канализировании фрустрации
· устранении внутренней гнапряженности
· все ответы верны
54. Решающим условием вступления в конфликт является:
· несовместимость действий соперников
· перцепция несовместимости действий соперников
· дефицит власти
· все ответы верны
55. Конфликт как самоцель предполагает:
· достижение некоторой цели
· необходимость снятия напряжения
· нейтрализацию целей соперника
· получение власти
56. Вид социальной связи, представленный в теории Я. Щепанького наиболее полно:
· социальный контакт
· социальное отношение
· взаимодействие
· психический контакт
57. Социальная связь как центральное понятие при описании взаимодействия использовал:
· Д. Хоманс
· Я. Щепаньский
· В.Н. Парфенов
· Т. Парсонс
58. В трансактном анализе выделяют стиль действий:
· ритуальный
· манипулятивный
· гуманистический
· все ответы верны
59. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что:
· личность формируется в общении, центральным механизмом ее становления является интериоризация
· личность формируется во взаимодействии с другими личностями механизмом этого процесса является установление соответствия действий личности тем представлениями о ней, которые складываются у окружающих
· личность формируется в процессе воспитания и важнейшим условием ее позитивного развития является базовое доверие
· основным механизмом развития личности являются подражание и идентификация
60. Перцептивная сторона общения состоит в:
· обмене информацией между общающимися индивидами
· в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями
· процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания
· репрезентации эмоциональных состояний партнеров по общению
61. В процессе познания другого человека участвует процесс:
· эмоциональной оценки другого
· интерпретации поведения другого и попытки понять причины его поведения
· построения собственной стратегии поведения
· все утверждения верны
62. Термин «социальная перцепция» впервые был введен:
· Дж. Брунером
· Г. Мидом
· Г. Келли
· Дж. Тибо
63. Осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению называется:
· рефлексией
· идентификацией
· репрезентацией
· эмпатией
64. Эффект «первичности» предполагает тенденцию людей при противоречивых данных придавать большее значение информации о
· незнакомом человеке, полученной последней
· знакомом человеке, полученной последней
· незнакомом человеке, полученной первой
· знакомом человеке, полученной первой
65. Интерпретация субъектом причин поведения других людей путём приписывания им свойств, которые не попали в поле непосредственного восприятия и как бы домысливаются человеком называются:
· манипуляцией
· каузальной атрибуцией
· взаимодействием
· стереотипизацией
66. Направленное приписывание партнеру по общению на основе специфических установок определенных качеств называется:
· эффектом ореола
· эффектом новизны
· эффектом первичности
· каузальной атрибуцией
67. К механизмам социальной перцепции относятся:
· эмпатия
· конформизм
· фасилитация
· социализация
68. К «эффектам» восприятия людьми друг друга можно отнести:
· эффект атрибуции
· эффект успеха
· эффект края
· эффект новизны
69. Процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком называется:
· рефлексией
· идентификацией
· репрезентацией
· эмпатией
70. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей называется:
· социальной перцепцией
· коммуникацией
· рефлексией
· манипуляцией
71. Идентификация, рефлексия, эмпатия – это:
· приёмы коммуникации
· механизмы социальной перцепции
· методы социальной психологии
· виды каузальной атрибуции
72. Устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются при взаимодействии с ним называется:
· эффектом ореола
· эффектом новизны
· эффектом первичности
· стереотипизацией
73. Способность сочувствовать, сопереживать, стремление эмоционально откликнуться на проблемы партнера называется:
· рефлексией
· идентификацией
· репрезентацией
· эмпатией
74. Явление, при котором в ситуациях восприятия знакомого человека последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой называется:
· эффектом ореола
· эффектом новизны
· эффектом первичности
· стереотипизацией
75. У оценивающих друг друга людей снисходительность и фаворитизм могут проявляться:
· при длительном и тесном контакте
· при формировании первого впечатления о человеке
· в непродолжительный по времени период знакомства
· в зависимости от места восприятия
76. Перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия, при котором осуществляется приписывание воспринимаемому как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет называется:
· проекция
· рефлексия
· эмпатия
· каузальная атрибуция
77. Неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах называется:
· рефлексия
· эмпатия
· каузальная атрибуция
· упрощение
78. Процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения называется:
· аттракция
· аттитюд
· симпатия
· эмпатия
79. Тенденция приписывать поведению других внутренние устойчивые причине, а своему собственному внешние называется:
· различие между действующим лицом и наблюдателем
· предрасположенность в пользу своего я
· каузальная атрибуция
· аттитюд
80. Тенденция при взаимодействии с другими людьми приписывать позитивные действия и хорошие результаты внутренним причинам (собственным личностным чертам, усилиям, способностям), а негативные действия и плохие результаты – внешним причинам (другим людям, ситуации, невезению) называется:
· различие между действующим лицом и наблюдателем
· предрасположенность в пользу своего я
· каузальная атрибуция
· аттитюд
81. Перцептивная защита является:
· волевым процессом
· разновидностью психологической защиты
· эмоциональным процессом
· стратегией взаимодействия
82. Попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию – это:
· перцептивная защита
· каузальная атрибуция
· аттитюд
· рефлексия
83. Вера человека в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют – это:
· вера в справедливый мир
· каузальная атрибуция
· рефлексия
· когнитивная сложность
84. Феномен «вера в справедливый мир» открыт:
· М. Лернером
· Дж. Брунером
· Г. Мидом
· Г. Келли
85. Эффект «ожидания» реализуется в:
· эмоциональных состояниях скуки
· имплицитных теориях личности
· самореализующемся прогнозе
· снижении эффективности деятельности
86. Люди, обладающие большей когнитивной сложностью:
· легче интегрируют данные восприятия
· легче преодолевают возможные противоречия между свойствами объекта
· совершают меньшее количество ошибок
· все утверждения верны
87. Проблема отношений в значительной степени разработана:
· В.Н. Мясищевым
· А.Н. Леонтьевым
· В.Я. Ядовым
· Г.М. Андреевой
88. Официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи - это:
· общественные отношения
· межличностные отношения
· эффективные отношения
· производственные отношения
89. Отношения, носящие безличный характер и заключающиеся во взаимодействии конкретных социальных ролей называются:
· общественными
· межличностными
· эффективными
· производственными
90. Социальная роль – это:
· нормативно одобренный образец поведения
· позиция индивида в системе общественных отношений
· психологические особенности поведения индивида
· отношение индивида к обществу
91. Объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей называются:
· общественные отношения
· межличностные отношения
· эффективные отношения
· производственные отношения
92. В структуре межличностных отношений ведущим является элемент:
· когнитивный
· аффективный
· поведенческий
· регулятивный
93. Сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующую социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат - это:
· социальная дистанция
· психологическая дистанция
· общественная дистанция
· поведенческая дистанция
94. Степень близости межличностных отношений между партнерами по общению характеризует
· социальная дистанция
· психологическая дистанция
· общественная дистанция
· поведенческая дистанция
95. Особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственным аффективным оценкам – это:
· аттракция
· аттитюд
· симпатия
· эмпатия
96. Аттракция способствует:
· созданию психологически комфортной, творческой атмосферы в группе
· повышению уровня конформности и имитации
· вхождению в группу новичков
· все ответы верны
97. К уровням аттракции относится:
· симпатия
· дружба
· любовь
· все ответы верны
98. Эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия – это:
· симпатия
· дружба
· любовь
· все ответы верны
99. Вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников называется:
· симпатия
· дружба
· любовь
· все ответы верны
100. Высшая степень эмоционально положительного отношения к лицу на основе предельно высокой оценки его достоинств, влечения к нему, стремления стать для него личностно наиболее значимым называется:
· симпатия
· дружба
· любовь
· все ответы верны
101. Единство взглядов и установок, потребностей и системы ценностей двух или нескольких членов коллектива, синхронность их психомоторных реакций, одинаковый уровень возбуждения и торможения, сходство во внимании и мышлении, уровне мотивации и интеллекта, а также в ряде других психических качеств называется:
· совместимость
· срабатываемость
· эмпатия
· аттитюд
102. К основным признаками совместимости относится:
· показатель успешного совместного выполнения профессиональной задачи
· удовлетворенность от общения как следствие согласованности
· удовлетворенность от общения как результат наличия у партнеров благоприятных для совместной деятельности характерологических особенностей личности
· все ответы верны
103. Сознательно может регулироваться уровень совместимости:
· физиологический
· психофизиологический
· психологический
· социально-психологический
104. Согласованность характеристик субъектов, которая обеспечивает им эффективное выполнение какой-либо совместной деятельности
· совместимость
· срабатываемость
· эмпатия
· аттитюд
105. Совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества называется:
· социализация
· социальная установка
· характер
· аттитюд
106. Социализация осуществляется в следующих сферах
· деятельность, общение, воспитание
· общение, воспитание, обучение
· деятельность, общение, самосознание
· деятельность, самосознание, поведение
107. Выделяют следующие стадии процесса социализации
· дотрудовая, трудовая, послетрудовая
· ранняя социализация, стадия обучения, трудовая
· обучение, труд
· раннее детство, детство, отрочество, период взрослости
108. Дотрудовая стадия процесса социализации подразделяется на периоды:
· ранняя социализация, стадия обучения
· раннее детство, детство, отрочество
· детство, отрочество
· детский сад, школа
109. Процессы социализации реализуются через:
· средства массовой информации
· социальные ситуации реальной жизни
· обучение и воспитание
· все ответы верны
110. Институты социализации – это группы:
· которые выступают по отношению к индивиду в качестве носителей различных норм и ценностей
· не имеют четкой и однозначной системы ценностей
· в которые индивид включен в качестве высокостатусного члена группы
· которые не являются трансляторами социального опыта
111. К социализирующим функциям семьи относятся:
· первичного социального контроля
· полоролевой идентификации
· формирования «образа-Я»
· все ответы верны
112. Механизм социализации при котором происходит стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее называется:
· идентификация
· подражание
· внушение
· социальная фасилитация
113. Механизм социализации при котором происходит процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается называется:
· идентификация
· подражание
· внушение
· социальная фасилитация
114. Механизм социализации при котором происходит отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим называется:
· идентификация
· подражание
· внушение
· социальная фасилитация
115. Осознанное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения называется
· идентификация
· подражание
· внушение
· имитация
116. Механизм социализации для которого свойственно переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей называется:
· чувство вины
· подражание
· внушение
· социальная фасилитация
117. Механизм социализации при котором происходит сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей называется:
· идентификация
· подражание
· внушение
· социальная фасилитация
118. Механизм социализации для которого свойственно осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении называется:
· чувство вины
· подражание
· конформность
· социальная фасилитация
119. Механизм социализации для которого свойственно приобретени людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими функциями называется:
· социально-психологическая адаптация
· подражание
· конформность
· социальная фасилитация
120. Социально-психологическая адаптация может быть:
· внутренней
· внешней
· смешанной
· все утверждения верны
121. На послетрудовой стадии ведущими институтами социализации являются:
· семья
· собственный жизненный опыт
· школа
· трудовой коллектив
122. На дотрудовой стадии ведущими институтами социализации являются:
· семья
· дошкольные детские учреждения
· школа
· все утверждения верны
123. На трудовой стадии ведущими институтами социализации являются:
· собственный жизненный опыт
· дошкольные детские учреждения
· школа
· трудовой коллектив
МОДУЛЬ VIII. «ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП»
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ