Listen to check if you are right

Семинар 5. Задание №1

Содержание обучения - все то, чему преподаватель должен научить, а учащиеся научиться в процессе обучения.

Структура содержания обучения: а) средства общения(фонетические, лексичес­кие, грамматические, страноведческие, лингвострановедческие); б) знаниетого, как такими средствами пользоваться в процессе общения; в) навыки и умения, формируемые в ходе обучения и обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения; г) сферы, темы, ситуации общения, в пределах которых содержание обучения может быть реализовано (предметно-содержательная сторона общения); д) культура,образующая материальную основу содержания обучения.

Принципы отбора содержания обучения:

1) необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения (предназначенный для усвоения материал должен обес­печивать владение языком в рамках поставленной цели).

2) доступность содержания обучения для его усвоения (завышение объема учебного материала, который должен быть усвоен учащимися в отведенный программой временной интервал, или труднодоступное изложение материала отрицательно сказывается на его усвоении).

Содержание обучения в зависимости от объекта обучения

Объект обучения (teaching)   Объект усвоения (1еаrning)   Результат обучения (соmpetenсе)  
Язык (1anguageе) Единицы я.: звуковые (фонема, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза) и значимые (морфема, слово, словосочетание и предложение) Знания (knowledgе)   Языковая компетенция (linguistic соmpteеnсе)  
Речь (speech) Единицы речи – высказывания (речевые действия) различной протяженности)   Навыки (habits)   Речевая компетенция (speech competence)  
Речевая деятельность (speech activity) - процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющего собой совокупность речевых действий. Единица общения – речевой акт Умения (skills)   Коммуникативная ком­петенция (communicative соmpetence)  
Культура (culture)   Межкультурная коммуникация (cultural competence )   Социокультурная компетенция (sociocultural соmреtеnсе)  

Знания - система ориентиров, опора на которые позволяет осуществлять речевую деятельность, корректную с точки зрения существующих в изучаемом языке норм.

Навык - это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.

речевые (фонетические, или слухопроизносительные, лексические, грамматические) двигательные (обеспечивающие техни­ческую сторону письма и произнесение звуков).

Основные качества навыка:

· автоматизированность - скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности;

· гибкость - готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале;

· устойчивость - прочность при выполнении речевого действия;

· сознательность - способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений

Уменя: речевые(способность учащегося участвовать в различных видах речевой деятельности на основе ЗУН), учебные (обеспечивают возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета в процессе речевой деятельности), компенсаторные

Компетенция - способность и готовность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных в ходе обучения знаний, навыков, умений, опыта работы.

Предметная сторона содержания обучения: сферы, темы, ситуации, тексты

Сфера общения - это исторически сложившаяся область коммуникации, включающая в свой состав различные ситуации, темы общения и языковой материал для реализации ее содержания.


Сфера общения Тема общения
Социально-бытовая Проблемы семьи Взаимоотношения с родителями, друзьями Карманные деньги
Учебно-трудовая   Проблемы старшего этапа обучения Выбор профессии Проблемы свободного времени Поиски заработка
Социально-культурная   Город, страна изучаемого языка Средства массовой информации Молодежная мода Путешествия. Праздники Природа и экология Выдающиеся деятели науки и культуры

Семинар 5. Задание № 2

Анализ учебника Кузовлева В.П. English 10-11 (М., Просвещение 2001)

Компоненты содержания обучения  
Средства общения Лексика, грамматические структуры (с. 8)
Знания Грамматические правила (с. 18), речевые модели
Навыки и умения Упражнения (упр. 2, с. 19)
Сферы, темы, ситуации общения 1) Социально-бытовая сфера. Тема: Взаимоотношения с родителями и друзьями (Dating or Waiting, p.116; Anything to Complain About? P. 118) Ситуация общения: In most Canadian schools teachers ask parents to come to parents-teacher conferences. The teacher and parents discuss the child’s progress in school, as well as any other problems. Role-play the following situations: … (p.133); Тема: Проблемы социального обеспечения (Is the System of Social Welfare Fair? P.141) Ситуация общения: Divide yourself into 2 halves: tourists and guides. Tourists: Imagine that you know little or nothing about the way social service system is organized in your country. Work in pairs and discuss what you want to find out, take down a number of questions to ask the guides. Guides: You have the job of giving information about the way social service system is organized in your country. Work in pairs, prepare the information you are going to give the tourists about the social service system in your country. Тема: Western Democracies. Are They Democratic?
Культура Тексты, материал для обсуждения, задания, посвященные географическим особенностям (упр. 2 с. 5, упр. 2 с.9, упр. 4 с. 20), политическому устройству (c. 42, 44, 45), культуре (упр. 2 с.13, упр. 3 с. 14) стран изучаемого языка. Нормы поведения, общения; этикет (стр. 18 Polite questions, с. 27 Asking for information). Бытовая и художественная культура (с. 188-189 – Theatre, с.

Семинар 5. Задание № 3

Принцип комплексности предполагает одновременное и параллельное овладение лексическим и грамматическим языковым материалом и речевой деятельностью. Комплексный характер упражнений позволяет реализовать этот подход:

· читая, ученик видит слово, структуру предложения и произносит его;

· читая вслух, еще и слышит;

· слушая, ученик запоминает речевой образ слова, предложения;

· решая речемыслительную задачу, которая задается установками к упражнению, ученик узнает зрительные образы речевых образцов, выбирает и использует в речи слова, соответствующие заданной речевой ситуации и лично ему необходимые;

· записывая полученный речевой образец, произносит про себя, слышит внутренним слухом и затем видит слово, предложение, речевой образец.

Полифункциональность характерна для всех речевых упражнений в существующей практике обучения. Ведь при этом задействованы несколько видов деятельности: аудирование, говорение и определенные грамматические знания. Так же обстоит дело с условно-речевыми упражнениями.

Примеры заданий, направленных на комплексное формирование и развитие языковых и речевых навыков устной или письменной речи: упр. 7 с. 132

Some adults were asked about what they did not like about today’s teenagers.

1) How would you respond to their complaints?

2)People even write letters with their complaints to magazines and newspapers.

What can they complain about?

3) Do you have any problems with your parents, sisters or brothers, teachers? Anything to complain about? Discuss it with your classmates.

Упр. 4 с. 181

Russian cinematography also has a long history.

1) What can you say about the history of Russian cinematography?

Listen to check if you are right.

3) Which films were made by the directors mentioned above?

4) What other information about the Russian film industry can you add?

5) Write a story about the history of Russian film industry/

Семинар 5. Задание № 4

К компонентам ситуативной позиции относятся: 1) событие; 2) место; 3) время; 4) субъекты общения; 5) предмет общения; 6) пресуппозиция (наши сведения о собеседнике и общении) 7) нравственные отноешния; 8) эмоциональное состояние и т.д.

Функции, выполняемые ситуациями:

1) ситуация является одним из способов формирования речевых навыков

2) ситуация является способом мотивации речевой деятельности

3) ситуация служит условием развития речевого умения

4) ситуация является способом преподнесения материала

5) ситуация является способом организации речевого материала

В данном учебнике реализуются 1-4 из вышеперечисленных функций. Приемом создания учебно-речевых ситуаций является использование специально создаваемых ситуаций, где, кроме словесного описания, вспомогательными средствами могут выступать наглядность и инсценирование.

Примеры ситуаций:

Упр. 3 (3) с. 28

Наши рекомендации