Глава 15. Индивидуальная работа педагога по овладению педагогической технологией
Индивидуальная работа будущего педагога по овладению педагогической технологией принципиально отличается от студийной формы занятий и профессиональной мастерской. Профессиональное самообразование студента в области педагогической технологии имеет своим назначением отработку и шлифовку приобретенных на учебных занятиях профессиональных операций. Студент остается наедине с собою, вступая во взаимодействия с людьми, и он остается единственным субъектом анализа и оценки производимых профессиональных операций в тонких человеческих взаимоотношениях.
Содержанием самостоятельной работы будущего педагога по овладению педагогической технологией является суммарная совокупность отдельных операционных приемов, сформированных во время учебных занятий, но требующих длительных упражнений и практического опыта по их применению в реальном общении с людьми (детьми).
Конечно, такая работа нелегка, потому что студент выступает одновременно в двух ролях — исполняющего и анализирующего. Раздвоение личности, даже на краткое время, — всегда напряженная работа: производя что-то, надо суметь поглядеть на себя со стороны и произвести строгий суд над собою Но, если учитывать, что такую же работу над своими профессиональными умениями производят все студенты учебной группы, то открывается возможность облегчить хотя бы начало такой сложной работы над собою. Каким бы странным это ни показалось, самообразовательная работа будущего педагога начинается с того момента студийных занятий, когда студент впервые пробует работать с группой в режиме профессионально-деловой игры. Именно такая проба выявляет для него значимость технологического оснащения.
...Представим, что студенческая группа стала на некоторое время группой детей. Вообразим, что вам предстоит рассказать эпизод из жизни великого...
Пусть студенты станут в вашем воображении группой подростков. Предложите им навести порядок и красоту на школьном дворе после весеннего таяния снега...
Начните рассказывать сказку. Остановитесь и спросите студентов, кто из них хотел бы дослушать ее до конца...
Такого рода упражнения очень полезны как для того, кто их производит, так и для слушателей, оценивающих действия с профессиональной точки зрения. У слушателей формируется умозрительный опыт, у работающего с группой студента — первичный опыт.
Непосредственная реакция группы послужит своеобразной оценкой первых профессиональных умений, осмысление проведенного упражнения становятся основой для вторичного опыта.
Упражнения в бытовых условиях жизни Упражнения в бытовых условиях жизни — самый легкий и веселый способ поупражняться в определенных операционных умениях. Во-первых, потому, что близкие люди всегда выразят сочувствие, если мы расскажем о своем профессиональном замысле, который не удался. Во-вторых, потому, что удачно проведенная операция укрепит добрые отношения, и тогда близкие наши не заметят вашей профессиональной работы за добрыми нашими действиями, оценят лишь ум и открытость.
Я опоздала, и моя сестра Юля встретила меня сердито: «Сколько я могу сидеть и ждать тебя?! Не желаю с тобой разговаривать и никуда с тобой не пойду!» После такой пламенной речи я решила использовать «ссылку на свой характер» и сказала: «Юлечка, что же мне делать, если я такая медлительная...» Неожиданно она подбежала, обняла меня...*
* Рассказывает Амосова Евгения, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина.
А вот другой эпизод*:
В гостиной сидим я и мой брат.
Я: «Как хорошо было бы выпить горячего чаю!»
Брат: «Принеси - попьем вместе!» Проходит две минуты.
Я: «Какое наслаждение сидеть вечером в теплой комнате и пить чай!»
Через минуту брат входит в гостиную с двумя чашками чая на подносе.
Я: «Спасибо, ты такой молодец!» Брат: «Знаю».
* Рассказывает Котова Алина, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина.
Упражнения в общественных учреждениях совсем не трудно организовать, потому что разнообразен ситуационный веер: вот человек протянул нам проездной билет, вот человек уступил дорогу, а вот человек собирается перепрыгнуть через лужу, а этот человек везет в сумке кошку, а вон тот человек несет роскошные цветы... Сколько ситуаций — столько возможностей сказать что-то хорошее: «предложить помощь», произвести «Ты-сообщение», поставить «вопрос в связи с обстоятельствами» и т.д. Целенаправленно выстраивая свои добрые воздействия, мы оснащаем свою профессиональную структуру профессиональными навыками. Обратимся к реальной ситуации и конкретным действиям конкретного человека, ознакомленного с некоторыми технологическими операциями воздействия. Так это было:
Когда мы удобно расположились на скамейке, вдруг появились двое молодых людей. Они сказали: «Девушки, это наша лавка. Мы всегда здесь сидим, так что подыщите себе что-нибудь другое...» Мы растерялись, конечно. Но я вспомнила о педагогической технологии и попробовала «окультуренное воспроизведение» в сочетании с «доведением до абсурда». Я отвечала: «Правильно ли я поняла, что эта скамейка - ваша частная собственность?» Пришла очередь растеряться нашим обидчикам. Пока они справлялись с собственным состоянием, я продолжила: «Если это действительно так, то почему нет ограждения или хотя бы собаки злой?..» Они еще постояли немного в окаменелости, потом один из них произнес: «Хорошо, можете посидеть здесь...» - и все ретировались быстро*.
* Рассказывает Теплова Виктория, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина.
Упражнения в диалоге с коллегой Упражнения в диалоге с коллегой имеют для студента-педагога два варианта. Первый вариант — проводить открыто упражнения в контексте общения студентов друг с другом. Иногда — заранее договариваясь: «Если я тебе скажу... что ты захочешь мне ответить?..» Второй вариант — проводить такого рода упражнения на предприятии, где работает сегодняшний студент, вынужденный зарабатывать себе на жизнь и обучение. Оба варианта необходимо прослеживать в последствиях производимых операций. Приведем пример из реальной самообразовательной работы студента-педагога над собою:
Мне стало грустно, оттого что мы так живем, так общаемся и не хотим ничего менять... С такими грустными мыслями я приехала на работу. Вдруг заходит молодой человек и говорит: «Здравствуйте, милые дамы!» Стало так приятно. Я подумала, что еще не все потеряно, не все общаются так: «Привет, чувырла! В зеркало глядела на свой фейс (лицо), а то прямо как танк по тебе проехал...»
Потом приехал директор, тон его был грубым, когда он давал мне задание. Я мобилизовалась и... сказала в ответ: «Юрий Васильевич, наверное, у вас есть причины разговаривать со мною в таком тоне...» Кажется, ему стало стыдно. Он произнес: «Я был резок... Много проблем сегодня. Хотя жто меня не оправдывает. Хорошо, что ты мне сказала об этом. Извини». Директор со мною теперь всегда вежлив*.
* Рассказала Кроликова Ольга, студентка психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина.
Как правило, последствия проведенных упражнений имеют социально-этическое значение, ибо корректируют поведение окружающих людей. А такие наблюдения особенно важны молодому педагогу, чтобы вселить в него профессиональный оптимизм и веру в педагогическую науку.
Упражнения в диалоге со знакомыми людьми Упражнения в диалоге со знакомыми людьми производить нетрудно, потому что нет опасности быть неверно понятым и подвергнуться в ответ на произведенное воздействие оскорблению. Со знакомым существует потенциальная возможность объясниться и даже — посмеяться над произведенным экспериментом. Не исключен вариант апелляции к доброй помощи знакомого, когда к нему обращаются с просьбой открыто высказать свое самочувствие при определенном воздействии на него. Например, сказать приятелю: «Как ты себя будешь чувствовать, если я тебе скажу, что ты очень умный и красивый?.. А будет ли тебе проще, если я скажу, что при встрече с тобою всегда думаю, как приятно, что на свете есть умные и красивые люди?»...
Упражнения «наедине с собою». Упражнения «наедине с собою». Смысл таких упражнений в произнесении громко самой операции. Но при этом надо найти кого-то, кто бы обозначал партнера: таким партнером можно условно определить кошку или собаку, игрушку или кастрюлю. Тут нет разницы, к кому обращаться, ибо любой предмет в такие минуты одухотворяется.
Например, субъект говорит: «Знаешь, кастрюля, ты очень помогаешь восстанавливать силы. Я люблю тех, кто оказывает помощь людям» (операция «Я-сообщение»).
Например, став перед зеркалом, сказать самому себе «А ты сегодня молодец: хорошо поработал» («положительное подкрепление»).
Извлечения из художественной литературы и произведений искусства Извлечения из художественной литературы и произведений искусства — богатейший кладезь технологических, очень тонких и изящных операционных воздействий. Правда, педагог должен извлекать этот профессионально богатый материал. А такое делать нелегко, потому что искусство пленяет настолько, что человек воспринимая его, забывает о своей профессиональной роли. Вторичное специально организованное восприятие может оснастить педагога материалом: холодный анализ текста, линий, слов, красок, сюжета, мелодий, ритма дает примеры удивительных способов благотворного и эффективного воздействия на человека.
Из бесчисленного количества примеров приведем один. В пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак» монолог главного героя предоставляет профессионалу-педагогу один из технологических приемов помощи человеку в его достойном проживании жизни. Главный герой, обращаясь к порокам человека («Ты, ложь! Вы, предрассудки! Ты, подлость!..»), признается в невозможности побороть их («Я знаю, что меня сломает ваша сила!»). Но, зная это, он заявляет: «Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!» — потому что считает: смысл своей жизни - оставаться человеком в каждый момент своего существования.
Вот это - каждый момент помнить, что ты - человек! - хороший и продуктивный совет для детей.
Если обратиться к литературе не столь высокого уровня - скажем, к произведению детективного жанра, то и там можно обнаружить пример психологически красивого воздействия на человека.
Вот пример из книг Агаты Кристи.
Пуаро описывает гостью: «Прелестно одевается. Этот крепмарокен и воротник из чернобурки. Последний крик моды!»
Гастингс ядовито замечает: «Вам бы быть портнихой, Пуаро! Вот я никогда не замечаю, как люди одеты», - невольно возвышая себя и понижая ценность партнера. На что и получает хороший ответ в качестве этической защиты: «Тогда вам следует вступить в колонию нудистов».
Апелляция к помощи коллеги Апелляция к помощи коллеги — самый простои и легкий метод индивидуального обретения технологических умений. Но заметим: самый редкий в современной школе, где учитель скрывает свой непрофессионализм, боясь признаться в некоторых профессиональных неумениях. Ставит самолюбие выше шанса профессионального самосовершенствования. Метод этот состоит всего-навсего из обращения к коллеге: «Как ты это делаешь? Покажи! Расскажи! И меня научи!».
Сценическая деятельность Несколько стороннее положение в системе индивидуальной самостоятельной работы студента занимает сценическая деятельность. Ее небольшое присутствие в образовательной подготовке студента выполняет роль оснащения будущего педагога опытом публичных выступлений. Для педагога, который всегда имеет дело с группой воспитанников, такой опыт чрезвычайно полезен. Всем педагогическим образовательным учреждениям следовало бы рекомендовать вводить театрально-сценическую деятельность в профессиональное образование педагога - разумеется, на уровне любительской самодеятельности.
Самостоятельная работа Выделим отдельной строкой самостоятельную работу студента по развитию своего психофизического аппарата: голоса, жестов, пластики, позы, речевых особенностей.
Здесь почти нет препятствий для самостоятельной работы. Материал для занятий опубликован в книгах по актерской технике, в ряде работ по педагогической технике. Многократное повторение — вот методика такой работы. Например, много раз произносить тексты скороговорок, много раз утром перед зеркалом, когда чистишь зубы, - упражнения для артикулляционного аппарата, много раз, идя по улице, мысленно привязать кончики ушей к кончикам плеч, чтобы исправить осанку, и много раз читать сказки про зверей, говорящих на своем зверином языке, а также множество раз во время езды в транспорте или прогулки по улицам преобразовывать внешний портрет своей социальной роли: «деловой человек», «счастливый человек», «пешеход» «семьянин», «студент», «любимый сын», и т.п.
Итак, мы указали на пестрый веер разнообразных способов самостоятельного совершенствования собственной педагогической технологии как некоего собрания профессиональных умений. За пределами указанного располагаются и другие способы. Например, очень эффективны упражнения для голосового аппарата на берегу моря, в лесу, в поле. Интересно проводить упражнения во взаимодействии с домашними животными или куклами: их присутствие и содействуют воображению и помогают провести операцию в воображаемой ситуации. Важно в разговоре с кем-либо прослеживать интонационные ударения и сознательно изменять их, наблюдая за реакцией партнера. Но столь же эффективно проводить наблюдения за техникой голоса, пластики, мимики другого человека. Особую важность такие упражнения приобретают, если наблюдения проводятся в театре, во время спектакля (хотя, конечно, художественное восприятие, от этого страдает).
Вопросы для углубленного осмысления
1. Отберите несколько репродукций портретов кисти знаменитых художников. На портрете интересный человек. Заговорите с ним, выходите на общение, предполагая его реакции и ответы. Проследите, какие операции вы используете в таком мысленном диалоге.
2. Поставьте перед собой задачу на один день: в течение этого дня отрабатывайте операцию «Я-сообщение». Старайтесь восходить от факта к явлению.
3. Попробуйте выписать на отдельных карточках профессиональные операции, предложенные в пособии. Разложите их на группы «Умею»-«Не умею» — «Немного умею». Теперь планируйте последовательную работу по упражнению в тех операциях, которые нуждаются в отработке.
4. Выделите две-три сказки. Прочтите еще раз текст. Вы непременно найдете одну-две операции воздействия человека на другого человека: Отметьте известные вам операции. Характеризуйте их: не есть ли они манипуляция другим человеком?
5. Выберите одну из сложных скороговорок (например, «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла»), повторяйте ее несколько раз разными голосами зверей, к тому же, последовательно изменяйте интонационное ударение. Очень скоро вы заметите, что свободнее владеете голосом.
6. Измените, сколь возможно, ваш костюм, хотя бы внеся в него нарядную деталь. При появлении в учебной группе зафиксируйте реакцию. А потом размышляйте о роли внешнего облика в работе педагога.
7. Посвятите весь день тому, чтобы отыскать и провозгласить достоинства людей, вас окружающих. Вы увидите, как это нелегко. Не пугайтесь, к концу дня вы обретете свободу и станете производить «положительное подкрепление» быстро, умело, естественно и непринужденно.
8. Выделите целый день для анализа отношений к вам окружающих людей, знакомых и незнакомых. Проследите за формой выражения отношения к вам. Если данные формы не понравились, подумайте, что в вашем поведении провоцирует такое к вам отношение.
9. Откройте любую книгу (за исключением бульварной литературы). Читайте текст четко, ясно, выразительно, делайте опору на гласных звуках, выстраивая мелодику текста. Изменяйте тональность соответственно содержанию текста.
10. Обратитесь к детской литературе. Рассмотрите ситуации, где маленький герой разговаривает со взрослыми. Произведите анализ фрагмента: как выстраивают взрослые разговор с ребенком и что бы вы хотели изменить в отношении к детям со стороны взрослых.
* * *
Сопоставление трех видов учебного профессионального занятия по овладению педагогической технологией оказывается полезным, если основанием такого сопоставления избрать «субъекта проведения занятия» и «форму проведения занятий»: наглядная картина могла бы стать базой творческого конструирования новых видов и форм профессионального соврешенствования. Пока такая картина выглядит следующим образом:
Таблица 3
Таблица наглядно показывает смену ролей обучающегося и обучающего в разных видах профессионально-учебных занятий.
Педагог-теоретик играет роль преподавателя лишь при проведении студии, но обретает иную роль (консультанта) в процессе проведения мастерской и в ходе самостоятельных упражнений по самообразованию педагога. Очень важно, чтобы все участники студии хорошо понимали полномочия преподавателя, ведущего занятия по определенной логике.
Педагог-практик (опытный профессионал) играет роль преподавателя лишь в учебном процессе профессиональной мастерской, Там он обладает максимальными полномочиями, выстраивая занятия по своему профессиональному замыслу. Но педагог-практик вступает в роль обучающегося, как только организуются студийные занятия. Если на занятиях мастерской присутствует педагог-теоретик, то его полномочия ограничены до полномочий консультанта.
Студент-педагог играет роль обучающегося на занятиях мастерской и в работе студии, однако он единственный автор собственной профессионально-образовательной работы. Педагог-теоретик и педагог-практик выступают только в роли консультанта для студента, самостоятельно выстраивающего собственное самообразование с учетом индивидуальных условий.
Разведение полномочий чрезвычайно важно при организации и проведении занятий по педагогической технологии. Если тот, кто не умеет ездить на велосипеде, возьмется обучать этому, то такая претензия окончится драматично и для ездока и для преподавателя. Здесь важно, кто именно возлагает на себя ответственность за плодотворность занятий, - он и обладает наибольшими полномочиями: составляет программу, выстраивает план, определяет методики, корректирует ход занятий при анализе профессиональных достижений каждого участника.
Очень опасно полагать, что полномочия преподавателя на учебных занятиях нарушают демократический принцип и являются «манипуляцией» или «подавлением» личости. Преподаватель полномочен в рамках содержания и организационного замысла занятий. Данные полномочия возложены на него ответственностью за плодотворность занятий. Что же касается личностных отношений, в этой сфере полномочия преподавателя заканчиваются — там он переходит на позицию «человек — человек».