Мимические упражнения. Релаксация
-_ Я превращаю вас в маленькие семена. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнце, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Присядьте. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку, тянутся. Подул тихий ветерок у-у-у-у. он стал раскачивать растения. Улетел ветерок уууууууу. А какими растениями вы представили себя? (Ответы детей) Где могут расти растения? (В лесу, поле, саду, огороде)
А сегодня мы с вами отправимся в сад и огород к ... или с ... собирать урожай.
II. Посмотрите в тетради, где сад, а те огород? (Ответы детей)
А как вы догадались? (Деревья в саду, грядки - в огороде.) А чего не хватает'? (Плодов) Что растет в салу? (Фрукты) Наклейте фрукты на деревья, называйте фрукт и его признак, какой он? Например, яблоко (какое?) красное, груша (какая?) желтая, зеленая, А что еще растет в саду? (Ягоды) Какие'? Наклейте. Что растет в огороде? (Овощи) Какие? Наклейте. Посмотрите, какой у нас получился богатый урожай.
III. 1. Какой первый звук вы услышали в слове урожай? (Звук [у]) Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У].
2. Артикуляция звука. При произнесении звука [у] губы в форме трубочки.
Попробуем спеть звук [у], воздух проходит спокойно И плавно, не встречая на своем пути преграды, звук произносится с голосом.
3. Характеристика звука. Как мы называем звуки, которые поются и не встречают преград во рту') (Гласные звуки) Значит звук [у] - ... гласный.
IV. 1. Обведите овалом те плоды, в названии которых вы слышите звук[У]I.Где вы услышали звук [у] - В начале, середине или в конце слова? Соедините со схемой.
Доскажите слово.
Ру-ру-ру -- урожай я соберу Где вы услышали звук [у] В слове соберу? Ор-ор-ор -- сорвали спелый ... (помидор).
А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов и поделить
их на слоги. По-ми-дор (три хлопка).
Ец-ец-ец - съели вкусный ... (огурец), Хлопаем вместе, сколько слогов? Жан-жан-жан- лежит на грядкс ... (баклажан). Хлопаем, сколько слогов? Что общего в этих словах? (Это названия овощей и в них по 3 слога.)
2. Угадай по описанию плод.
Сочный кисло-сладкий плод с синей кожурой (слива). Измените слово. Я люблю сливу, скажи ласково (сливочка). Твердая, сочная, с оранжевой кожурой (морковка). Я люблю ... , скажи ласково .... Зеленая, хрустящая, во сто одежек одетая (капуста). Я люблю ... , скажи ласково....
3. Игра «Наоборот».
Высоко - … много- …. кислый- …..
Какой это помидор? (Большой) А этот? (Маленький) Какого цвета помидоры? Этот … (зеленый), а этот ... (красный).
- Помидор круглый, а огурец …. вальный.
- Помидор мягкий, а огурец … твердый.
-_ Помидор гладкий, а огурец … пупырчатый.
- Помидор красный, а огурец … зеленый.
- Помидор большой, а огурец … маленький.
Физминутка.
Будем мы варить компот (левую ладонь в виде ковша, указательным пальцем правой руки «мешают»).
Фруктов нужно много. Вот (пальцы сжимают и разжимают 2 раза). Будем яблоки крошить (правой рукой по левой «крошат»),
Грушу будем мы рубить (левой рукой по правой «рубят»),
Отожмем лимонный сок (жмут обеими руками),
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (указательным пальцем правой руки «мешают»).
Угостим честной народ. (Н. Нищева)
3. Какое варенье и какой сок из ...?
4.Объедини предметы в группы. По какому признаку ты это сделал? (Цвет, форма, величина)
5. Развитие связной речи. Послушай описание признаков и угадай, как это фрукт или овощ. Раскрась. Оранжевая и твердая, зеленая и хрустящая, желтая и сочная. Сделай звуковую схему слова груша.
У. Выполнение упражнений по развитию мелкой моторики.
VI. Итог. Игра «Четвертый лишний».
- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Найдите «лишний предмет, объясните, почему он лишний.
_ Морковь, яблоко, огурец, патиссон (яблоко - это фрукт).
_ Салат, огурец, помидор, кабачок (помидор- он красный).
- Огурец, кабачок, репка, баклажан (репка - она крутая).
- Репка, редька, свёкла, редис (свёкла - она сладкая).