СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] : [пособие] / Ю

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] : [пособие] / Ю. П. Азаров ; предисловие Н. Д. Никандрова. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 395 с.

2. Борисова, Е. В. От опыта к творчеству, или Интегрированный подход к познавательно-исследовательской деятельности нетрадиционными методами [Текст] / Е. В. Борисова // Дошкольник. Младший школьник : журнал для занятий с детьми. - 2007. - № 3. - С. 11-15.

3. Валаханович, С. А. Преображение творчеством [Текст] : пособие для педагогов и организаторов общеобразовательных школ / С. А. Валаханович. - Мінск : Беларуская навука, 2003. - 91 с.

4. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия / Психологический институт РАО ; сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва : Academia, 1999. - 313 с.

5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 143 с. - (Психология ребенка). - Библиогр.: с. 142.

6. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с. - (Библиотека всемирной психологии). - Библиогр.: с. 193-199

7. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл ; [Б. м.] : Эксмо, 2003. - 1136 с

8. Горбатова, Е. О диагностике эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру [Текст] / Е. Горбатова // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2008. - N 6. - С. 11-12.

9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева – М., 1999. – 344 с.

10. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : сборник материалов VII Международного научно-практического семинара ; (Барановичи, 24-25 марта 2016 года) / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет ; [редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) и др.]. - Барановичи : БарГУ, 2016. - 269 с.

11. Запорожец A.B. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка // Избр. псих. труды. В 2-х т. М. Педагогика, 1986. Т. 1. С. 235

12. Золотарёва, А. Особенности организации дополнительного образования дошкольников [Текст] / А. Золотарёва, М. Трещук // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. - 2007. - № 11. - С. 76-83

13. Иванов, Ю. А. Творим рядом [Текст] : занятие в арт-студии для детей и их родителей / Ю. А. Иванов // Выхаванне і дадатковая адукацыя. Серыя, У дапамогу педагогу. - 2014. - № 6. - С. 14-16.

14. Игра в мире детства. Материалы Республиканской конференции "Современные игры и игрушки в образовательном процессе дошкольного учреждения: состояние, проблемы, перспективы" [Текст] // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2008. - N 1. - С. 3-14.

15. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - Москва : Педагогика, 1990. - 143 с.Сакулина Н.П. Изобразительная деятель­ность в детском саду : пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 1982. 208 с.

16. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Казакова . - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

17. Комарова, Т. С.

18. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников : ме­тодическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Е.Е. Кравцова – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996. – 160 с.

20. Лобанова В.А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 6. С. 49–55.

21. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / З. А. Михайлова. - Москва : Просвещение, 1985. - 95 с. : рис. - Библиогр.: с. 94

22. Научные труды Республиканского института высшей школы [Текст] : сборник научных статей. Вып. 4. Исторические и психологические науки / под ред. В. Ф. Беркова. - Минск : РИВШ, 2007. - 403 с.

23. Паутова, Н. Г. Занятие по изобразительной деятельности [Текст] : первая младшая группа / Н. Г. Паутова, Н. А. Коварина // ребенок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2009. - № 4. - С. 39-40.

24. Погодина, С. Художественные техники: классические и неклассические. Тушь, гризайль [Текст] : статья шестая / С. Погодина // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2010. - № 9. - С. 66-73

25. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Academia, 2000. - 408 с.

26. Савенков, А. И. Диагностика креативности [Текст] / А. И. Савенков // Одаренный ребенок : Научно-практический журнал. - 2007. - № 4. - С.615.

27. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 144 с.

28. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100.

29. Смолер, Е. И. Специфика развития интеллектуальной активности старших дошкольников в процессе эвристической деятельности [Текст] / Е. И. Смолер // Весці БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія : Навукова-метадычны часопіс. - 2006. - N 4. - С. 14-17.

30. Фоменкова, Т. Раскрыть таланты [Текст] : использование креативных техник рисования как средство развития творческих способностей детей в изодеятельности / Т. Фоменкова // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2009. - N 2. - С. 16-17.

31. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] : работы советских психологов 1946-1980 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - Москва : Издательство Московского университета, 1981. - 304 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Диагностика творческих способностей детей Н.В.Шайдуровой

Показатели Высокий уровень   3 балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.
Разработанность содержания изображения Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления Яркая эмоциональная выразительность. Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности Изображение лишено эмоциональной выразительности
Самостоятельность и оригинальность замысла Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём
Уровень развития воображения Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру

2. Нарисуй, какой хочешь узор

3. Весёлые картинки

4. Сказочная птица

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).

Второе задание: «Нарисуй, какой хочешь узор»

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.

Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.

Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.

Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.

Предварительная работа: рассматривание открыток.

Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.

Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Четвёртое задание «Сказочная птица»

Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.

Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Протокол обследования экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования

Фамилия, имя ребенка Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей Разработанность содержания изображения Эмоциональность созданного образа, предмета, явления Самостоятельность и оригинальность замысла Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом Уровень развития воображения Сума баллов Уровень
Дарья П. высокий
Анастасия Р. низкий
Софья О. средний
Елизавета Е. низкий
Даниил К. низкий
Вадим Ф. средний
Марк У. низкий
София Н. средний
Евгений С. низкий
Максим В. высокий
Юлия В. средний
Дмитрий П. средний
Илона Р. низкий
Тимофей Г. низкий
Матвей О. средний
Глеб К. средний
Милана П. высокий
Татьяна В. низкий
Дарья М. низкий
Милана И. средний

Уровень, %, кол-во детей

Низкий
Средний
Высокий

Протокол обследования контрольной группы на констатирующем этапе исследования

Фамилия, имя ребенка Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей Разработанность содержания изображения Эмоциональность созданного образа, предмета, явления Самостоятельность и оригинальность замысла Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом Уровень развития воображения Сума баллов Уровень
Алиса К. средний
Божена Ф. средний
Влад П. средний
Дарья Д. низкий
Егор Б. низкий
Егор Ч. высокий
Женя К. низкий
Иван Ш. средний
Кирилл М. низкий
Любовь Л. высокий
Максим Г. высокий
Максим Л. средний
Мария М. низкий
Мила Ш. низкий
Никита М. средний
Полина М. средний
Саша О. средний
Ульяна Л. низкий
Ульяна С. низкий
Эвелина С. средний

Уровень, %, кол-во детей

Низкий
Средний
Высокий

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Беседа для родителей

Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.

Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Цель:развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

· развивать воображение и творческие способности детей;

· развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;

· развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

· воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

· побуждать ребенка экспериментировать;

· поощрять и поддерживать творческие находки;

· обогащать и расширять художественный опыт детей.

Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:

· Рисование пальчиком;

· Рисование ладошкой;

· Оттиск печатками из картофеля;

· Поролоновые рисунки;

· Рисование крупой;

· Рисование солью;

· Рисование бумагой;

· Рисование ватными палочками;

· Рисование пластиковыми бутылками и пробками;

· Рисование стеклянными шариками.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Наши рекомендации