СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] : [пособие] / Ю
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] : [пособие] / Ю. П. Азаров ; предисловие Н. Д. Никандрова. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 395 с.
2. Борисова, Е. В. От опыта к творчеству, или Интегрированный подход к познавательно-исследовательской деятельности нетрадиционными методами [Текст] / Е. В. Борисова // Дошкольник. Младший школьник : журнал для занятий с детьми. - 2007. - № 3. - С. 11-15.
3. Валаханович, С. А. Преображение творчеством [Текст] : пособие для педагогов и организаторов общеобразовательных школ / С. А. Валаханович. - Мінск : Беларуская навука, 2003. - 91 с.
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия / Психологический институт РАО ; сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Москва : Academia, 1999. - 313 с.
5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 143 с. - (Психология ребенка). - Библиогр.: с. 142.
6. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с. - (Библиотека всемирной психологии). - Библиогр.: с. 193-199
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл ; [Б. м.] : Эксмо, 2003. - 1136 с
8. Горбатова, Е. О диагностике эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру [Текст] / Е. Горбатова // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2008. - N 6. - С. 11-12.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева – М., 1999. – 344 с.
10. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : сборник материалов VII Международного научно-практического семинара ; (Барановичи, 24-25 марта 2016 года) / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет ; [редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.) и др.]. - Барановичи : БарГУ, 2016. - 269 с.
11. Запорожец A.B. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка // Избр. псих. труды. В 2-х т. М. Педагогика, 1986. Т. 1. С. 235
12. Золотарёва, А. Особенности организации дополнительного образования дошкольников [Текст] / А. Золотарёва, М. Трещук // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. - 2007. - № 11. - С. 76-83
13. Иванов, Ю. А. Творим рядом [Текст] : занятие в арт-студии для детей и их родителей / Ю. А. Иванов // Выхаванне і дадатковая адукацыя. Серыя, У дапамогу педагогу. - 2014. - № 6. - С. 14-16.
14. Игра в мире детства. Материалы Республиканской конференции "Современные игры и игрушки в образовательном процессе дошкольного учреждения: состояние, проблемы, перспективы" [Текст] // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2008. - N 1. - С. 3-14.
15. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - Москва : Педагогика, 1990. - 143 с.Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 1982. 208 с.
16. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Казакова . - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
17. Комарова, Т. С.
18. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников : методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / Е.Е. Кравцова – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996. – 160 с.
20. Лобанова В.А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 6. С. 49–55.
21. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / З. А. Михайлова. - Москва : Просвещение, 1985. - 95 с. : рис. - Библиогр.: с. 94
22. Научные труды Республиканского института высшей школы [Текст] : сборник научных статей. Вып. 4. Исторические и психологические науки / под ред. В. Ф. Беркова. - Минск : РИВШ, 2007. - 403 с.
23. Паутова, Н. Г. Занятие по изобразительной деятельности [Текст] : первая младшая группа / Н. Г. Паутова, Н. А. Коварина // ребенок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2009. - № 4. - С. 39-40.
24. Погодина, С. Художественные техники: классические и неклассические. Тушь, гризайль [Текст] : статья шестая / С. Погодина // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2010. - № 9. - С. 66-73
25. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Academia, 2000. - 408 с.
26. Савенков, А. И. Диагностика креативности [Текст] / А. И. Савенков // Одаренный ребенок : Научно-практический журнал. - 2007. - № 4. - С.615.
27. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 144 с.
28. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100.
29. Смолер, Е. И. Специфика развития интеллектуальной активности старших дошкольников в процессе эвристической деятельности [Текст] / Е. И. Смолер // Весці БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія : Навукова-метадычны часопіс. - 2006. - N 4. - С. 14-17.
30. Фоменкова, Т. Раскрыть таланты [Текст] : использование креативных техник рисования как средство развития творческих способностей детей в изодеятельности / Т. Фоменкова // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2009. - N 2. - С. 16-17.
31. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] : работы советских психологов 1946-1980 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - Москва : Издательство Московского университета, 1981. - 304 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Диагностика творческих способностей детей Н.В.Шайдуровой
Показатели | Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй, какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй, какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Протокол обследования экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования
№ | Фамилия, имя ребенка | Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Разработанность содержания изображения | Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Самостоятельность и оригинальность замысла | Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Уровень развития воображения | Сума баллов | Уровень |
Дарья П. | высокий | ||||||||
Анастасия Р. | низкий | ||||||||
Софья О. | средний | ||||||||
Елизавета Е. | низкий | ||||||||
Даниил К. | низкий | ||||||||
Вадим Ф. | средний | ||||||||
Марк У. | низкий | ||||||||
София Н. | средний | ||||||||
Евгений С. | низкий | ||||||||
Максим В. | высокий | ||||||||
Юлия В. | средний | ||||||||
Дмитрий П. | средний | ||||||||
Илона Р. | низкий | ||||||||
Тимофей Г. | низкий | ||||||||
Матвей О. | средний | ||||||||
Глеб К. | средний | ||||||||
Милана П. | высокий | ||||||||
Татьяна В. | низкий | ||||||||
Дарья М. | низкий | ||||||||
Милана И. | средний |
Уровень, %, кол-во детей
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий |
Протокол обследования контрольной группы на констатирующем этапе исследования
№ | Фамилия, имя ребенка | Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Разработанность содержания изображения | Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Самостоятельность и оригинальность замысла | Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Уровень развития воображения | Сума баллов | Уровень |
Алиса К. | средний | ||||||||
Божена Ф. | средний | ||||||||
Влад П. | средний | ||||||||
Дарья Д. | низкий | ||||||||
Егор Б. | низкий | ||||||||
Егор Ч. | высокий | ||||||||
Женя К. | низкий | ||||||||
Иван Ш. | средний | ||||||||
Кирилл М. | низкий | ||||||||
Любовь Л. | высокий | ||||||||
Максим Г. | высокий | ||||||||
Максим Л. | средний | ||||||||
Мария М. | низкий | ||||||||
Мила Ш. | низкий | ||||||||
Никита М. | средний | ||||||||
Полина М. | средний | ||||||||
Саша О. | средний | ||||||||
Ульяна Л. | низкий | ||||||||
Ульяна С. | низкий | ||||||||
Эвелина С. | средний |
Уровень, %, кол-во детей
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Беседа для родителей
Детство – очень важный период в жизни детей. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения – это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.
Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.
Цель:развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
· развивать воображение и творческие способности детей;
· развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;
· развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
· воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
· побуждать ребенка экспериментировать;
· поощрять и поддерживать творческие находки;
· обогащать и расширять художественный опыт детей.
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачей педагога является знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение)
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:
· Рисование пальчиком;
· Рисование ладошкой;
· Оттиск печатками из картофеля;
· Поролоновые рисунки;
· Рисование крупой;
· Рисование солью;
· Рисование бумагой;
· Рисование ватными палочками;
· Рисование пластиковыми бутылками и пробками;
· Рисование стеклянными шариками.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Проводили с родителями консультации, беседы, родительские собрания и мастер классы на которых знакомили родителей с видами нетрадиционного рисования.
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами детей на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения обычно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок?
ПРИЛОЖЕНИЕ Г