Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерений в дошкольной организации и семье.
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка .Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий. Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности.
Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.Формирование у детей представлений о величине в разных возрастных группах.Знакомство детейвторой младшей группысо сравнением предметов по их размерам следует вести постепенно. Обычно дети 3-4 лет воспринимают размер предметов не дифференцированно, то есть по отношению к любым предметам употребляют слова большой-маленький. Поэтому сначала необходимо научить ребенка выделять в предметах длину, затем ширину, а потом только высоту.Задания для упражнения в сравнении предметов по величине:- на столе лежат полоски разной длины, сравните их. Покажите длинную и короткую.-покажите полоску такой длины. Ребенок выполняет задание и объясняет, почему этот предмет выбрал.-игра «Сверни ленту». Ребенок сворачивает ленты разной длинны и объясняет почему одну ленту он свернул быстрей.- игра «Построим башню». Взрослый просит ребенка построить башни разной высоты.- игра «Поставим машину в гараж»(ворота широкие-узкие, высокие-низкие).
В средней группедетей учат сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. При этом ребенок должен овладеть сравнительной оценкой величины (длиннее, покороче, еще короче, самая короткая). Каждый предмет нужно сравнивать с соседним.(«Синяя лента шире красной, но уже голубой»).Игровые ситуации:-«Построим лесенку»-«Разложи по порядку»-«На какой ступеньке петушок?»Игры:-«Построим дом». В этой игре ребенок будет составлять дома разных размеров из частей. Ребенку необходимо построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крушу, дверь, окна.-«Говори наоборот» Предложить ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой-маленький». Можно предложить следующие пары слов: толстый-тонкий, черный-белый, легкий-тяжелый, широкий-узкий, высокий-низкий и др.- «Покажи одинаковые предметы» Приготовить заранее предметы. Например, это могут быть чашка, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Предложить ребенку среди этих предметов найти: металлические, тяжелые, мягкие, длинные, деревянные, маленькие и т. д.
В старшем возрастеследует перейти к формированию трехмерности предметов. Сравнивая предметы различного объема, дети должны понять, что большими и меньшими их называют в зависимости от трех измерений. Количество предметов, которые сравниваются увеличивается до 10 и разница в размерах между ними уменьшается. Усложнение заключается в том, что сначала предметы сравниваются по одному признаку, а потом по другому (палочки сначала раскладываются по ширине, а потом по длине). Другое усложнение – указанный предмет сравнивается не только с соседними, но и с предшествующими и последующими. Игры: «Что изменилось?», «Угадай, которого не хватает?», «Найди свое место».Проводятся игры, которые требуют смекалки и сообразительности: «Угадай, кто выше(ниже) ростом?» Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самый низкий, а кто самый высокий.«Кто первый?» Мишки забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй-меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий? Ребенок практикуется в измерении предметов постоянно в разнообразных видах деятельности, в лепке, при создании построек, в изготовлении игрушек, но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответсвующих количественных отношений.