VI. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность остальных

Современная дидактика утверждает, что процесс обуче­ния развивается по схеме:

1. Ясность, ассоциация, система, метод.

2. Ощущение трудности, формулировка проблем, выдви­
жение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятель­
ность в соответствии с гипотезой.

3. Подготовка к изучению знаний, решение познаватель­
ной проблемы, обобщение и систематизация добытых
знаний, применение на практике.





4. Подготовка, изложение, согласование с ранее получен ными знаниями, обобщение, применение. 5. Ясность, изложение, обобщение, система, метод. VII. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие:

Правильного ответа нет VIII. В приведенном ниже перечне выберите то, что ха­рактеризуют компоненты продукта учебного процесса: 1) знания, 2) умения, 3) навыки, 4) орудия труда, 5) идей­ная зрелость, 6) атеистическое мировоззрение, 7) мироощу­щение, миропонимание, 8) образованность, 9) эрудиция, 10) качества интеллекта, 11) умственное развитие, 12) вос­питанность, 13) демократизация, 14) гуманизация, 15) гума­нитаризация, 16) умение учиться, 17) потребность в знани­ях, 18) акселерация, 19) активность, 20) трудолюбие, 21) об­разность, 22) выносливость, 23) самокритичность, 24) ин­тернационализм, 25) профессиональная ориентация.

Подготовка к работе Изложение нового материала Показ ведущих идей Проверка степени усвоения

Постановка проблемы Восприятие информации Закрепление изученного Применение знаний Анализ достижений

Формирование проблемы Определение трудности Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы Извлечение знаний Включение знаний в систему

Определение цели Осмысление информации Восприятие информации Проверка знаний, умений Систематизация

I

I

Цели обучения |

Закон цели воспитания, рассмотренный нами в первой части, действует так же неотвратимо и в системе учебного про­цесса, являющейся подсистемой более значительного — воспи­тательного. Цели общего образования вытекают из уже извест­ных нам целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного разви­тия общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нрав­ственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопонима­нию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, со­циальными группами.

Главные задачи общеобразовательной школы:

• удовлетворение национально-культурных потребностей
населения, воспитание физически и морально здорового поко­
ления;

• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде-
ияемой общественными и производственными потребностями;

• формирование научного миропонимания, политической,
жономической, правовой культуры, гуманистических ценно­
стей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в
пополнении знаний;

• выработка у молодежи осознанной гражданской позиции,
человеческого достоинства, стремления к участию в демократи­
ческом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Федеральный компонент школьного образования представ­лен обязательным для изучения во всех типах учебных заведе­ний и всеми учащимися предметов, основоположных (резидент­ных) знаний, умений, объем которых не превышает 30—40% от общего объема изучаемых знаний. Школьный компонент обра­зования обеспечивает возможность удовлетворения многооб­разных запросов и потребностей учащихся, обусловленных ре­гиональными, национальными, производственными и личност­ными факторами.

Я Конкретизация целей

• Цели учебного процесса нельзя отождествлять ни с об

щими направлениями государственной политики в области народного образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой — однозначными, четко сформулированными, конкретными. Конкретизации целей способствуют специальные исследо­вания по их систематизации и упорядочению — таксономии. Цели учебного процесса не равнозначны его результа­там. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные ре­зультаты учебного процесса, поскольку среди сформулиро­ванных целей наличествуют и такие, последствия выполне­ния которых нельзя измерить непосредственно, как, напри­мер, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая, социальная вос­питанность и т. д.

Наши рекомендации