VI. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность остальных
Современная дидактика утверждает, что процесс обучения развивается по схеме:
1. Ясность, ассоциация, система, метод.
2. Ощущение трудности, формулировка проблем, выдви
жение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятель
ность в соответствии с гипотезой.
3. Подготовка к изучению знаний, решение познаватель
ной проблемы, обобщение и систематизация добытых
знаний, применение на практике.
4. Подготовка, изложение, согласование с ранее получен ными знаниями, обобщение, применение. 5. Ясность, изложение, обобщение, система, метод. VII. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие: |
Правильного ответа нет VIII. В приведенном ниже перечне выберите то, что характеризуют компоненты продукта учебного процесса: 1) знания, 2) умения, 3) навыки, 4) орудия труда, 5) идейная зрелость, 6) атеистическое мировоззрение, 7) мироощущение, миропонимание, 8) образованность, 9) эрудиция, 10) качества интеллекта, 11) умственное развитие, 12) воспитанность, 13) демократизация, 14) гуманизация, 15) гуманитаризация, 16) умение учиться, 17) потребность в знаниях, 18) акселерация, 19) активность, 20) трудолюбие, 21) образность, 22) выносливость, 23) самокритичность, 24) интернационализм, 25) профессиональная ориентация. |
Подготовка к работе Изложение нового материала Показ ведущих идей Проверка степени усвоения
Постановка проблемы Восприятие информации Закрепление изученного Применение знаний Анализ достижений
Формирование проблемы Определение трудности Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы Извлечение знаний Включение знаний в систему
Определение цели Осмысление информации Восприятие информации Проверка знаний, умений Систематизация
I
I
Цели обучения |
Закон цели воспитания, рассмотренный нами в первой части, действует так же неотвратимо и в системе учебного процесса, являющейся подсистемой более значительного — воспитательного. Цели общего образования вытекают из уже известных нам целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.
Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.
Главные задачи общеобразовательной школы:
• удовлетворение национально-культурных потребностей
населения, воспитание физически и морально здорового поко
ления;
• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде-
ияемой общественными и производственными потребностями;
• формирование научного миропонимания, политической,
жономической, правовой культуры, гуманистических ценно
стей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в
пополнении знаний;
• выработка у молодежи осознанной гражданской позиции,
человеческого достоинства, стремления к участию в демократи
ческом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
Федеральный компонент школьного образования представлен обязательным для изучения во всех типах учебных заведений и всеми учащимися предметов, основоположных (резидентных) знаний, умений, объем которых не превышает 30—40% от общего объема изучаемых знаний. Школьный компонент образования обеспечивает возможность удовлетворения многообразных запросов и потребностей учащихся, обусловленных региональными, национальными, производственными и личностными факторами.
Я Конкретизация целей
• Цели учебного процесса нельзя отождествлять ни с об
щими направлениями государственной политики в области народного образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой — однозначными, четко сформулированными, конкретными. Конкретизации целей способствуют специальные исследования по их систематизации и упорядочению — таксономии. Цели учебного процесса не равнозначны его результатам. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные результаты учебного процесса, поскольку среди сформулированных целей наличествуют и такие, последствия выполнения которых нельзя измерить непосредственно, как, например, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая, социальная воспитанность и т. д.