Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа   Количество полученных выборов  
«Звезды»   В два раза больше, чем среднее число полу­ченных выборов одним испытуемым  
«Предпочитаемые»   В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым  
«Принятые»      
«Непринятые»   В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым  
«Отвергнутые»   Равно нулю или в два раза меньше, чем чис­ло полученных выборов одним испытуемым  

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (А) вычисляется по формуле:

К = Общее число сделанных положительных выборов Общее количество испытуемых

Для нашего примера К= 60 : 10 == 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» — Володина Г.;

«Предпочитаемые» — Ладзина Н.;

«Принятые» — Иванов С., Петров Д., Сарченко С., Ал­ферова И., Левшина Н., Покровская А.;

«Непринятые» — нет;

«Отвергнутые» — АлександровП., Самойлова Т.

•Одним из показателей благополучия складывающихся от­ношений является коэффициент взаимности выборов. Он по­казывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

КВ=Количество взаимных выборов Общее число выборов

. В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%.

Данный показатель свидетельствует о достаточно боль­шом количестве взаимных выборов.

2.2.7. МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся раз­личными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверж-

дения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликт­ным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние

взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим дру­зьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом

просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, ког­да требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельству­ют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

2.2.8. МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ»

(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предла­гается оценить состояние психологической атмосферы в кол­лективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

1. Дружелюбие 2. Согласие 3. Удовлетворенность 4. Увлеченность 5. Результативность б. Теплота взаимоотношений 7. Сотрудничество 8. Взаимная поддержка 9. Занимательность 10. Успешность   Враждебность Несогласие Неудовлетворенность Равнодушие Нерезультативность Холодность взаимоотношений Отсутствие сотрудничества Недоброжелательность Скука Неуспешность  

Чем выше балл, тем выше оценка психологического кли­мата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъек­тивные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Наши рекомендации