Методы исследования в обучении и воспитании
1. Диалектический метод познания
2. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.
3. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.
4. Теоретические методы:
- методы - последовательные действия- выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.;
-методы-операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация.
5. Эмпирические методы:
-методы - познавательные действия - обследование, мониторинг, эксперимент;
- методы-операции -наблюдение, опрос, тестирование и т.д.
6. Теоретические методы (методы-операции)
Теоретические методы-операции имеют широкое поле применения как в научном исследовании, так и в практической деятельности.
Теоретические методы-операции определяются (рассматриваются) по основным мыслительным операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия.
Анализ— это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую фазу, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств и признаков.
Синтез— соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему). Синтез — не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникнет системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных фактов. Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Синтез как познавательная операция выступает в различных функциях теоретического исследования.
Сравнение— это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение — это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.
Абстрагирование— одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде.
Конкретизация— процесс, противоположный абстрагированию, т.е. нахождение целостного, взаимосвязаного, многостороннего и сложного. Исследователь первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания в координатах «абстрагирование — конкретизация» два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Гегель). Диалектика теоретического мышления и состоит в единстве абстрагирования, создания различных абстракций и конкретизации, движения к конкретному и воспроизведение его.
Обобщение— одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. Обобщение позволяет отображать свойства и отношения объектов независимо от частных и случайных условий их наблюдения
Формализация— отображение результатов мышления в точных понятиях и сущностях и является как бы мыслительной операцией «второго порядка». Формализация противопоставляется интуитивному мышлению. Формализация, т.е. отвлечение понятий от их содержания, обеспечивает систематизацию знания, при которой отдельные элементы его координируют друг с другом.
Идеализация— мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих или неосуществимых в действительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущим объектам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть математические понятия «точка», «прямая»; в физике — «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п. В педагогике примером идеализации является содержание образования, задаваемое учебными программами — ведь в дальнейшем эта идеализация наполняется конкретикой в учебнике, а также в деятельности учителя, преподавателя, обогащаясь и преломляясь личностью учителя, всем богатством ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы. Или же идеальное понятие «средний ученик», в расчете на которого зачастую строится весь учебный процесс.
Аналогия, моделирование.Аналогия — мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели) переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальных методов теоретического уровня — моделирования. Различие между аналогией и моделированием заключается, очевидно, в том, что если аналогия является одной из мыслительных операций, то моделирование может рассматриваться в разных случаях и как мыслительная операция и как самостоятельный метод— метод-действие.
Эксперименты– это то, о чем думают многие, когда собираются искать информацию на научную тему. Эксперимент широко используется в физике. Он включает выявление одного или более факторов (независимые переменные), которые позже изменяются при изучении последствий влияния на объект исследования и оценки изменений, полученных в результате (зависимые переменные).
Этнографическое исследование или исследование путем наблюдения используется в общественных науках. Изначально развившееся из антропологии, этнографическое исследование включает ряд методов, направленных на понимание человеческих действий и ощущений через изучение поведения в естественной обстановке и в тех ситуациях, в которых они естественно работают и принимают решения. Хотя сторонники этих подходов заявляют, что конечная информация гораздо богаче и дает лучшее понимание человеческих действий, некоторые исследователи предпочитают так называемую «более надежную» статистическую информацию, полученную путем экспериментов и опросов.
Опросы описывают ряд технологий, при помощи которых исследователь задает вопросы объектам исследования. Это могут быть анкеты или интервью. Обычно тот, кто проводит опрос, задает заранее заготовленные вопросы всем, кого он намерен опросить. В некоторых случаях опросы предполагают опрос всего населения. Примером такого опроса может служить перепись проводящаяся в Великобритании каждые 10 лет. Теоретически каждый должен быть сосчитан, в таком случае опрос является стопроцентным. В большинстве случаев население (а это все те, кого можно включить в опрос) слишком многочисленно, и опрос опирается на вопросы, заданные представительной выборке.
Анкеты или опросные листы–очень популярны среди студентов, занимающихся сбором информации. Однако, часто они плохо составлены и склонны переоценивать желание опрашиваемых отвечать на них. Как и все исследовательские методы, использование анкет при сборе информации должно согласовываться с целями и задачами исследования, с исследуемыми вопросами и с практической оценкой доступных для исследования источников.
Интервью.Кроме анкет интервью являются важной формой опроса. Существует несколько типов интервью, которые могут использоваться для различного рода информации или на различных стадиях процесса исследования. В любом случае запись интервью на пленку поможет при сортировке собранной информации.
Расслоенная выборка применяется, когда население разбито на группы с одинаковыми характеристиками (слой общества), при известном приблизительном размере группы, например, возрастные или социально-экономические группы. В этих случаях, чтобы отразить пропорции населения выборка наслаивается. Расслоенная выборка в результате может применяться в каждом слое общества.
Пропорциональная выборка включает фиксированные пропорции каждого слоя общества. Выборка может взять, скажем, всего 5 процентов населения из каждого слоя. Она применяется тогда, когда население сравнительно небольшое или когда имеется ограниченное число слоев.
Наука отработала культурные нормы и средства осуществления основных этапов исследовательской деятельности:
• ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
• проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);
• определение средств (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);
• планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
• сбор материала или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);
• анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
• рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).
Таким образом, главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования. Тогда, проектно-исследовательская деятельность учащихся – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода решения, определение результатов (продукта исследования), оценка реализуемости исследования и определение необходимых ресурсов.
Вопросы и задания:
1. В чем особенность Арт-технологий. Аргументируйте свой ответ.
2. Сущностная характеристика метода синектики.
3. Назовите этапы исследовательской технологии в деятельности учителя.
4. В чем специфика использования метода ассоциаций?
5. Разработайте воспитательное внеклассное мероприятия на основе приёма драматизации.
6. Разработайте сценарий детского досуга с использованием фольклорных средств.