К обеспечению образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями
За время, прошедшее после описанной реформы, в ВеликобританИИ при выраженной тенденuии к интеграции сложилась определенная структура оказания помощи «особым» детям и подросткам, которая, стремясь охватить всех нуждающихся, подразделял ась на несколько организационных вариантов.
Несмотря на то, что большая часть услуг таким детям предоставлялась в условиях общеобразовательных школ, деятели английского специального образования (ученые и практики) не считали возможным полноценный охват нуждающихся детей без специальных школ, незначительное их количество сохранялось в качестве основной формы оказания помощи детям некоторых категорий; продолжали существовать и закрытые учреждения для безнадежно зависимых людей. В 1990 г. в стране имелось 1439 специальных школ, в которых учились 1,3 % учащихся от общего числа всех «особых,> детей и подростков, нуждающихся в специальной помощи.
В стране реализуются следующие формы обеспечения специального образования «особым» детям в условиях общеобразовательных школ.
1. Совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками, за качество которого несут повышенную ответственность педагоги. Такое обучение требует от учителей немалой компетентности в предоставлении специализированных услуг.
2. Обучение в обычном классе с привлечением дополнительных специалистов - дефектологов, логопедов, сурдопедагогов, кинесте зиологов и др.
3. Освоение основной части учебного материала в условиях обычного класса. Необходимую дополнительную помощь специалистов ученик получает вне школы.
4. Обучение в специальном классе при общеобразовательной школе, где занятия с «особыми» детьми проводит лицензированный педагог. Вместе с тем часть учебного времени они находятся в обычных классах. Такая форма организации обучения наиболее приемлема для учащихся, имеющих нарушения слуха.
5. Обучение в специально созданном классе (группе) при обще образовательной школе.
6. Большая часть занятий с детьми происходит в специальной школе, но определенное время они бывают в обычной школе, что связано с посещением праздников и ДОСУГОВЫХ мероприятий, организуемых совместными усилиями общеобразовательных и специальных школ. Последние две формы обучения больше всего ПОДХОДЯт детям и подросткам с выраженными интеллектуальными дефектами.
7. Пребывание в закрытых учреждениях, предназначенных для оказания помощи и поддержки детям и подросткам, имеющим множественные нарушения.
Значительную активную поддержку и помощь специальное образование получает от многочисленных общественных организаций, объединений и союзов. Наиболее известные из них: «Союз лиц С физическими недостатками», «Национальный союз глухих детей»,
«Общество лиц со спастическим параличом», «Королевское общество умственно отсталых детей и взрослых» И др.
Как правило, особенно тесно многие из них связаны с местными органами образования, хотя отдельные взаимодействуют с государственными системами здравоохранения и социального обеспечения.
Определенное количество общественных объединений созданы по инициативе родителей - «Общество лиц со спастическим парали чом», «Королевское общество умственно отсталых детей и взрослых»).
Подавляющее большинство этих организаций, как мы уже отмечали, сотрудничают с местными властями, которые непосредственно отвечают за реализацию образовательной политики в регионе. Кроме того, отдельные объединения, например, «Общество лиц со спастическим параличом», «Королевское общество умственно отсталых детей и взрослых» самостоятельно подготавливают и проводят в жизнь различные программы по обучению детей и подростков с умственной отсталостью, со множественными нарушениями (как правило, такая работа реализуется в условиях закрытых учреждений). По данным Р. Стоуэлла, в 1984 г. «Королевское общество умственно отсталых детей и взрослых» сумело оказать помощь более чем 3 600 детям и подросткам.
Одной из задач местных школьных властей является организация помощи «особым» детям в процессе обучения. На них лежит ответственность за обеспечение школ мобильными службами и профильными специалистами, оказание методической помощи учителям, которые обучают «особых» школьников», координация и контроль эффективности всей учебной работы.
Специалисты мобильных служб работают с учащимися, имеющими сенсорные нарушения, как в специальных, так и в общеобразовательных школах. Они периодически проводят диагностические обследования, дают методические рекомендации учителям, снабжают их необходимыми пособиями, организуют мониторинг, консультации и тренинги для учителей и для родителей.
В школах действуют четко структурированные психологические службы. За последние годы их количество значительно возросло.
В местных органах образования работают консультанты-инспекторы (их число постоянно увеличивается), в обязанности которых входит обеспечение учебных учреждений профессиональной помощью.
Характерной чертой современного специального образования Великобритании является стремление к развитию и дальнейшему расширению интеграционных форм обучения. Эта тенденция получила отражение и в законодательстве: в 1995 г. по инициативе нескольких организаций - «Совета особенных детей», «Совместной инициативы по специальному обучению», «Лондонского Института обучения» был принят закон - «Disability Discrimination Act», запрещающий любые формы нарущений прав «особых» детей и подростков.
Он затрагивает многие важные вопросы, касающиеся приема в общеобразовательные щколы, взаимоотношений с такими учащимися, особенностей процесса обучения. Закон запрещает исключать «особых детей,) из общеобразовательных школ. В обязанности администраций школ и местных органов образования вменяется приобретение и внедрение различных устройств и приспособлений, помогающих таким детям комфортно чувствовать себя в школах, местах досуга и отдыха. Здесь речь идет как о физической доступности (оснащении) самих помещений, так и о способах реализации процессов обучения и общения.
Организация «Инициатива доступа к школам» в 1996 г. выделила значительную сумму денег, предназначенную для технического оснащения школ, поддерживающих интеграцию, оборудованием, необходимым для инвалидов. В общей сложности такое финансирование получили около 6 тыс. учебных заведений.
В 2001 г. актом «Об особых образовательных потребностях и нарущениях,) бьш значительно расширен контингент интегрируемых учащихся. Собственно, это законодательство предусматривало полное включение в общеобразовательное пространство «особых» детей всех категорий. Важно, что в нем были указаны дети и подростки, на которых предыдущее законодательство практически не распространялось. Имеются в виду дети с ранним детским аутизмом, с нарушениями поведения и эмоционально-волевыми расстройствами; с нарущениями речи, чтения и письма, а также те, у кого наблюдались выраженные трудности в обучении.
Законодательство содержало и повышенные требования к общеобразовательным школам: вводились новые стандарты оценки деятельности педагогов в условиях интегрированного общеобразовательного пространства. От учителя требовались умения: создавать в детской среде позитивную атмосферу; обеспечивать «особых» детей необходимыми знаниями и умениями; осуществлять взаимодействие со специальными школами; устанавливать доверительные взаимоотношения с родителями. Положительные результаты контроля за соблюдением указанных требований существенно влияли на заработную плату учителя.
Согласно данным изучения ресурсов семьи за 2002 - 2003 ГГ., благодаря этому акту помощь и поддержку получили 700 тыс. детей и подростков.
Успешность интеграционных процессов подтверждается общим снижением числа специальных школ, но главное - оптимистичными результатами интегрированного обучения ЗJolачительного числа «особых,) детей. По данным Н. Портмена и А. Праттена (1981, 1990), наиболее успешно включились в интеграцию учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения. Эти авторы считают, что аргументы, выдвигаемые против интеграции, в основном носят временный, преходяший характер, базируются на недостатках деятельности некоторых школ и на определенных трудностях, связанных с обеспечением образованием детей с особыми потребностями.
В настоящее время в специальных щколах учится только 1,1 % от общего числа детей с ограниченными возможностями в стране, что составляет 9 400 человек. При этом около 2 тыс. школьников проводят часть времени в обычной, а часть - в специальной школе.
Вместе с тем последовательно проводимая политика интегрированного обучения сталкивается с определенными трудностями и проблемами.
Прежде всего это связано снежеланием представителей школьных властей интегрировать в общеобразовательные школы детей и подростков с нарушениями интеллекта, с эмоциональными проблемами и с расстройствами поведения. Н. Портмен отмечает, что положение этих детей и подростков значительно ухудшилось по сравненИЮ с тем периодом, когда они входили в систему специального образования.
Согласно социологическим исследованиям, постоянно увеличивается число нуждающихся в специальном образовании, но возможнOCTb получить его имеют далеко не все. Ученые, педагоги-практики и деятели в области образования серьезно обеспокоены значигельным ростом числа детей с выраженной и множественной патологией (т. е. «зависимых» от степени развития медицинской технологИИ), которое, по последним данным, достигает почти 6 тыс. человек.
Одной из серьезных проблем остается послешкольное (профессиональное - среднее, высщее) образование «особых» выпускников нeKoTopbIX категорий (в основном, с трудностями в обучении и сенсорными дефектами). В частности, Ричард Стоуэлл, директор «НацИОНального бюро для учащихся с нарушениями» отмечает, что продoлжает обучение небольшое число таких подростков: их на 29 % меньше, чем нормальных сверстников. Они редко поступают в колледжи, чаше - в профессиональные училища. И,кроме того, даже после окончания средних специальных учреждений они испытывают большие, по сравнению с обычными одногодками, сложности при трудоустройстве.