Интеграционные процессы в современном образовании
Основной направленностью в организации учебного процесса в университетах должна быть междисциплинарность в обучении, основу которой составляет междисциплинарная природа современного знания. Здесь преобладают два направления:
1) интенсивный ввод в сугубо технические вузы дисциплин гуманитарного цикла;
2) обогащение гуманитарных специальностей и дисциплин основами технического и естественнонаучного знания и наоборот.
Решение проблемы гуманитаризации образования должно осуществляться в следующих направлениях:
· расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного модуля;
· обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и технические);
· обогащение естественнонаучных и технических дисциплин знаниями, раскрывающими борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей;
· междисциплинарность в образовании;
· обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарной сфер;
· обеспечение возможности получения студентами второй гуманитарной или социально-экономической специальности;
· усиление подготовки в правовой, языковой, экологической, экономической, эргономической областях;
· создание гуманитарной среды;
· личностно-ориентированное обучение.
Научно-техническая революция (НТР), знаменовавшая собой вторую половину ушедшего XX в. и явившаяся причиной перехода человечества от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, затронула все сферы жизни и деятельности человеческого общества, в том числе и образование. Его кризисное состояние сегодня свидетельствует о том, что это цивилизационное звено отстает в своем развитии от всей системы. Сущность НТР помогает объяснить причины кризиса образования и пути выхода из него. Главные черты НТР:
• слияние научной и технической революций; научные открытия сразу же становятся основой новых технологий;
• превращение науки в производительную силу;
• системная автоматизация производства;
• замена в производстве непосредственного человеческого труда овеществленным знанием;
• появление нового типа работника с качественно новым уровнем профессиональной подготовки и мышления;
• переход от экстенсивного к интенсивному производству.
Но главная особенность состоит в том, что НТР сформировалась на основе глубинных системных связей науки, техники, производства и обусловленного ими коренного переворота в производительных силах общества при определяющей роли науки. Основанием для классификации НТР является деятельность общества в сфере трех указанных элементов системы. Она тесно связана с социальной средой и существенно влияет на все стороны жизни современного общества. Образование, культура, человеческая психология находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, представляя элементы одной системы: наука - техника - производство - общество - человек - среда. В процессе развития происходят изменения во всех звеньях системы. Рассматривая НТР как комплексную самоорганизующуюся открытую систему, легче понять причины сбоя в той или иной подсистеме и закономерности развития, приводящие к ее выравниванию.
Одним из важнейших последствий НТР является преобразование личности, ее роли в научно-техническом прогрессе и в устранении негативных последствий НТР через создание новой жизненной среды и выработку иных потребностей, что в свою очередь предопределило выбор новой, личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
Современное революционное развитие научного познания характеризуется следующими особенностями:
• дифференциация наук сочетается с интегративными процессами, синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов исследования из одной области в другую;
• лишь на основе интеграции выводов частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно всестороннее системное освещение научной проблемы;
• науки становятся все более точными благодаря широкому использованию математического аппарата;
• современная наука стремительно развивается во времени и пространстве. Сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее внедрением в производство;
• сегодня научные достижения являются результатом коллективной деятельности, объектом общественного планирования и регулирования;
• исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно; целостное исследование объектов способствует формированию синтетического мышления.