Методические рекомендации по подготовке к ролевой игре
Участие в ролевой игре представляет собой один из видов аудиторной работы и проходит в рамках семинарских занятий. Подготовка к ролевой игре является также одной из форм контроля выполнения студентом самостоятельной работы.
Ролевая игра направлена на углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе лекционных занятий и изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине; развивает способности к самостоятельному отбору, анализу и систематизации информации; формирует коммуникативные навыки, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь; стимулирует готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
Ролевая игра как форма учебной работы позволяет формировать и развивать навыки использования технологий социально-культурной деятельности для организации досуга населения; обеспечения условий для реализации социально-культурной инициативы населения; педагогического управления и программирования развивающих форм социально-культурной деятельности; организации групповых форм социально-культурной деятельности. Ролевая игра способствует личностному развитию студентов, адаптации к ситуации профессиональной деятельности.
Сущность и специфика ролевой игры как формы учебной работы состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации. Ее содержание составляют целенаправленные действия студентов в такой ситуации, осуществляемые в соответствии с сюжетом игры и распределением ролей. Большинство ролевых игр относится к группе имитационных и направлены на имитацию профессионального действия. Таким профессиональным действием может являться, например, подготовка и проведение заседания клуба, деятельность которого направлена на формирование культуры семейно-родительских отношений или, например, подготовка и проведение театрализованной встречи по организации делового общения с посетителем в офисе.
Процесс подготовки и проведения ролевой игры включает подготовительный, игровой и аналитический этапы. На подготовительном этапе осуществляется ознакомление студентов с условиями и правилами игры, формирование игровых и экспертной групп, распределение ролей и связанных с ними обязанностей, инструктаж участников, подготовка каждого из участников к игре в соответствии с исполняемыми ими ролями. Важным компонентом подготовительного этапа при проведении ролевой игрыявляется выбор документального, публицистического, статистического, социально-педагогического, художественного материала, который станет предметом обсуждения.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к участию в ролевой игре включает просмотр выбранного материала, анализ литературы по социально-педагогической, психологической, управленческой, досуговой направленности, изучение основной и дополнительной литературы.
Особое место в проведении ролевой игры занимают участники, исполняющие роль ведущего. К числу их основных ролевых обязанностей относится подготовка плана обсуждения, являющегося основным компонентом заседания клуба и одной из основных форм досуга. Так, например, план обсуждения произведений в рамках заседания клуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение темы, раскрытие ценностей, которым посвящено произведение, выявление позиции создателей по этой теме, анализ средств и материалов, используемых для ее выражения. В остальном план дискуссии определяется участником игры, исполняющим роль ведущего заседания, в соответствии со спецификой обсуждаемого произведения. К числу обязанностей участников игры, выполняющих роль ведущих, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наиболее ярких эпизодов обсуждаемого в произведениях искусства или публикациях в СМИ для демонстрации в ходе игры в качестве иллюстративного материала; подготовка комментария по итогам демонстрации произведений или их фрагментов, плана обсуждения, заключительного слова. К числу задач студента, исполняющего роль ведущего, относится выявление средств активизации аудитории и их использование в ходе ролевой игры. В числе таких средств могут быть вопросы аудитории, обращение к текстам, относящимся к социально-культурным сферам, связанным с обсуждаемым темой, стилем, жанром, фигурами создателей. Направить обсуждение в нужное и интересное русло поможет обращение к кинематографическим, литературным, музыкальные, живописным, иным художественным и документальным текстам для их сравнения с обсуждаемым произведением. Такой вид работы может сопровождаться демонстрацией соответствующих видео-, аудиоматериалов или их фрагментов.
К числу обязанностей студентов, выполняющих роли участников заседания клуба относятся: предварительное ознакомление с материалом, обсуждение которого является основным содержанием; подготовка к участию и участие в обсуждении.
Ролевая игра предполагает также формирование экспертных групп, в задачи которых входит: наблюдение за ходом игры; анализ игры и оценка качества выполнения своих ролевых функций всеми ее участниками; подготовка экспертного заключения, включающего анализ проведенной игры, развернутую оценку качества исполнения своих ролевых обязанностей всеми ее участниками, а также оценки по балльной системе за участие в игре для каждого из ее участников; разработка рекомендаций всем участникам игры по улучшению исполнения ими своих ролевых функций, а также предложений по совершенствованию самой игры.
Игровой этап включает ряд структурных элементов, к которым относятся: вступительное слово ведущего, просмотр, комментарий ведущего по итогам просмотра, педагогически направляемое ведущим обсуждение, подведение итогов обсуждения, заключительное слово ведущего.
На аналитическом этапе заслушивается сообщение экспертной группы, подводятся итоги проведенной игры, выявляются сильные и слабые стороны в работе ее участников, определяются наиболее активные участники игры, степень их активности, уровень знаний и умений, формулируются рекомендации по совершенствованию игры.
Качественный план обсуждения должен строиться таким образом, чтобы задействовать разные направления деятельности, к числу которых относятся: дескриптивный (пересказ текста, перечисление действующих лиц и событий); личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает текст); аналитический (анализ структуры текста); классификационный (определение места текста в историческом и культурном контексте); объяснительный (формирование суждений о тексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах кинематографического текста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).
Критерии оценки качества работы студентов, участвующих в ролевой игре, определяются характером исполняемых ими ролей. К числу основных критериев оценки качества работы студентов, исполняющих роль ведущих клуба относятся: структура и логика подготовленного плана обсуждения, составляющего существенную занятия в форме ролевой игры; глубина и оригинальность вопросов, выносимых на обсуждение; способность вовлекать участников в обсуждение, стимулировать их творческую активность, активизировать обсуждение; способность сохранять нейтральную позицию в обсуждении, выступая в роли модератора обсуждения, а не его участника; умение управлять обсуждением и соблюдать регламент заседания. К числу основных критериев оценки качества работы студентов, исполняющих роль участников относятся: активность участия в обсуждении; самостоятельность, оригинальность и глубина суждений, мнений, оценок, высказываемых в ходе обсуждения; непротиворечивость и аргументированность высказываемых суждений, мнений, оценок, соблюдение требований логики при участии в обсуждении; корректность употребления специальной терминологии; качество устной речи; корректность при участии в обсуждении.
В имитационной ролевой игре должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Такая игра проводится в соответствии с определенными правилами. В то же время она предусматривает элементы импровизации. В случае излишней регламентации и отсутствия импровизации ролевая игра рискует обратиться в скучную инсценировку, в случае утраты серьезности участвующими в ней – в абсурдный фарс. Именно поэтому проведение ролевой игры, построенной на использовании имитации, связано с преодолением внутренне присущих этой форме учебной работы противоречий и качеством глубоко осознанной самостоятельной подготовки студентов к её проведению.