Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ педагогическим коллективом были создали следующие условия:
· Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
· Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
· Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
· Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями воспитанников;
- с будущими родителями.
Задачи:
1) формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
· ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
· обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Перспективное планирование взаимодействия с семьей
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Родительский дневник «В первый раз в детский сад» 2.Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 3.Консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 4.Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 5.Памятка для родителей по сопровождению процесса адаптации ребёнка «Ребёнок идёт в детский сад» |
Октябрь | 1. Консультация «Возрастные особенности развития детей 2 -3лет» 3. Наглядная информация для родителей: - «Особенности развития эмоциональной сферы»; - «Особенности предметной игры»; - «Режим - залог нормального развития ребёнка ». |
Ноябрь | 1. Индивидуальные беседы с родителями. 2. Беседа «Одежда детей в группе». 3.Здоровый ребёнок «Здоровое питание» |
Декабрь | 1.Оформление папки – передвижки «Зима!» 2.Родителям на заметку: «Как проводить с ребёнком досуг» 3.Папка – передвижка: «Дети любят потешки» 4.Здоровый ребёнок «Правила питания детей» 5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
Январь | 1. Консультация «Какие игрушки необходимы детям» 2. Здоровый ребёнок «Острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Ангина» 3.Родительский дневник «Научите детей узнавать цвета» |
Февраль | 1.Здоровый ребёнок «Что нужно знать при ОРВИ» |
Март | 1.Оформление папки – передвижки: «Весна» 2.Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 3.Памятка «Отличие девочек от мальчиков» |
Апрель | 1.Консультация «Я сам!» 2. Здоровый ребёнок «Вредные привычки» |
Май | 1. Родительское собрание «Итоги работы за год» 2. Здоровый ребёнок «Не оставляйте малышей одних» 3. Консультации: «Поговорим о воспитании» «Приучаем к порядку» |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Реализация рабочей программы обеспечивается специально подобранным УМК.
Региональный компонент программы составляют следующие программы, методики, технологии:
· Образовательная программа детского сада
· УМК ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Подред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014