Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. С какими физиологическими процессами связана эффективность дыхания?
2. Каковы отличительные особенности мышц, обеспечивающих спокойное и форсированное дыхание?
3. Что относится к «анатомическому мёртвому пространству»?
4. Какие структуры составляют «функциональное мёртвое пространство»?
5. Какие характеристики лёгочной ткани влияют на процесс вентиляции?
6. Какова структура и функции сурфактанта?
7. Какое участие принимает плевральная полость в процессе вентиляции лёгких?
8. Что такое ДО, ЖЁЛ и её составляющие, ОЁЛ и её составляющие?
9. С какой целью определяют дыхательные объёмы?
10. Какими методами определяют дыхательные объёмы?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
| 5-10 % | ||
| Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 4 мин |
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
| 80-90 % | ||
| Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 3 мин |
| Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
| Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 20 мин |
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
| Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 5 мин |
| 5-10 % | ||
| Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 7 мин |
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 3 мин |
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия:в ходе отработки учебного материала используются интерактивные педагогические технологии, основанные на активизации индивидуальной (межличностный диалог, индивидуальная «мозговая атака») и коллективной мыследеятельности («мозговая атака», кейс – технология, групповая дискуссия), а также имитационное моделирование (при оценке функциональных показателей дыхания).
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении методов оценки эффективности лёгочного дыхания для оценки функциональных показателей дыхания.
Задание | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
1. Определение формы грудной клетки | Форма грудной клетки оценивается по величине эпигастрального угла, приложив «рёбра» обеих ладоней к нижнему краю грудной клетки (спереди). Угол разворота ладоней и будет являться диагностическим признаком. | У здоровых людей встречаются следующие формы грудной клетки: - нормостеническая (коническая) – эпигастральный угол приближается к 90ºС; - гиперстеническая - >90ºС; - астеническая - < 90ºС. |
2. Определения частоты дыхания (ЧД) | ЧД оценивается за 1 мин. | Чтобы испытуемый не смог (вольно или невольно) повлиять на результаты, ЧД подсчитывается незаметно для исследуемого. Делая вид, что выслушиваешь сердце. |
3. Определение экскурсии грудной клетки | Сантиметровую ленту проводят по нижнему краю лопаток и мечевидного отростка. Определяются объёмы грудной клетки (в см.) при максимальном вдохе, а затем при максимальном выдохе. Разность этих объёмов и есть показатель экскурсии. Экскурсия грудной клетки у женщин – 5 – 8 см, у мужчин – 7 – 10 см. | Исследование проводят у лиц с разными формами грудной клетки (юношей и девушек), сравнивают с физиологическими нормами и делают вывод о возможной предрасположенности к дыхательной недостаточности. |
4. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЁЛ) и её составляющих методом спирометрии | Исследование проводится у юношей и девушек. Предварительно на нос одевается зажим. После этого испытуемый производит глубокий вдох, а затем в прибор осуществляет максимально возможный выдох. Цифра, отмеченная на спирометре, свидетельствует о ЖЁЛ. Величина дыхательного объёма (ДО) оценивается по спокойному выдоху в прибор после предварительного спокойного вдоха. Резервный объём вдоха (РОвд) – сначала испытуемый производит глубокий вдох, а затем уже в прибор осуществляет дополнительный максимально возможный (форсированный) вдох. Резервный объём выдоха (РОвыд) – форсированный выдох в прибор делается на фоне предварительного спокойного выдоха. Полученные фактические дыхательные объёмы сравниваются с должными величинами, которые определяются по формулам: для мужчин (л): ДЖЁЛ = рост (см) ×0,052 – возраст (лет) × 0,028 – 3,2 Для женщин (л): ДЖЁЛ = рост × 0,049 – возраст × 0,019 – 3,7 Процент отклонения рассчитывается по формуле: | Величина ЖЁЛ должна равняться сумме её составляющих: ДО и двух резервных объёмов (вдоха и выдоха). ЖЁЛ = ДО + РОвд + РОвыд Обратите внимание! Показатели внешнего дыхания в значительной степени зависят от пола, возраста, антропометрических данных человека (степени физического развития). Поэтому состояние функции дыхания следует оценивать не по абсолютным величинам лёгочных объёмов, а по их относительным показателям: процентное соотношение между отдельными объёмами, а также соотношением фактических показателей к должным. Допустимым отклонением считают пределы равные 10 – 20 %. ДО составляет 10 – 20 % от величины ЖЁЛ; РОвд и РОвыд составляют 40 – 43 % от ЖЁЛ. |
5. Оценка состояния дыхательной мускулатуры и проходимости воздухоносных путей | Исследование проводится с помощью метода пневмотахометрии. Наконечник прибора протирается спиртом, помещается в рот и плотно обхватывается губами. Определяется объёмная скорость по шкале (с учётом диаметра тубуса) при максимальном вдохе и максимальном выдохе (на фоне спокойного дыхания). | О состоянии исследуемых функций судят по соотношению объёмных скоростей на вдохе и выдохе: Vвыд:Vвд Увеличение данного показателя более чем 1,2 – 1,4 свидетельствует, как правило, о нарушении проходимости воздухоносных путей. |
6. Оценка бронхиальной проходимости с помощью пикфлоуметрии | Мундштук прибора обрабатывается спиртом и берётся в рот. Мундштук не должен быть закрыт губами или зубами. Нельзя касаться шкалы пальцами. Убедиться, что «бегунок» находится на 0. | Измерения проводят трёхкратно; учитывается наибольшее значение. Пиковая скорость выдоха (ПСВ), л/мин, оценивается исходя из роста обследуемого. Для лиц в возрасте 16 – 18 лет ПСВ должна быть следующей в зависимости от роста: 152 см – 360 л; 160 см – 400л; 168 см – 440 л; 175 см – 480 л; 180 см – 520 л и 185 см – 550 л. |