Тест-анкета фонда спасения детей от наркотиков
Цель: выявление и характеристика аддиктивных проявлений в поведении учащегося, определение степени аддикции.
Предлагаемые ниже вопросы позволят родителям, классным руководителям, педагогам социальным вовремя заметить, что их ребенок (ученик) употребляет наркотики
№ п/п | Признаки | Баллы |
Снижение успеваемости в школе в течение последнего учебного года | ||
Резкое снижение успеваемости (в течение четверти) | ||
Неспособность рассказать о том, чем живет класс и школа | ||
Утаивание вызова родителей в школу | ||
Потеря интереса к внеклассным и спортивным занятиям | ||
Сообщение учителей или одноклассников о прогулах уроков, драках, воровстве | ||
Задержание в связи с вождением авто- и мототранспорта в состоянии опьянения | ||
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. д. | ||
Арест в связи с приобретением, хранением, перевозкой или сбытом наркотиков | ||
Различные противоправные действия, совершенные в состоянии опьянения, в том числе и алкогольного | ||
Совершение краж чужого имущества | ||
Пропажа из дома денег, ценностей, одежды, техники и т.п. | ||
Частое выпрашивание денег у родителей, родственников | ||
Наличие значительных сумм денег без понятного источника | ||
Частая непредсказуемая смена настроения | ||
Постоянное негативное настроение, критическое отношение к обычным вещам и событиям, раздражение | ||
Самоизоляция, уход от участия в семейных делах, избегание общения с семейным окружением | ||
Скрытность, задумчивость, замкнутость | ||
Позиция защиты в разговоре об особенностях поведения | ||
Нарастающая лживость | ||
Беспричинный гнев, агрессивность, вспыльчивость | ||
Нарастающее безразличие, безынициативность | ||
Высказывания о бессмысленности жизни | ||
Общие психологические изменения: ослабление памяти, внимания, неспособность мыслить логически | ||
Потеря аппетита, частые заболевания в связи с понижением иммунитета | ||
Неопрятный внешний вид, отказ от утреннего туалета и смены одежды | ||
Частые синяки, порезы, не имеющие удовлетворительного объяснения («просто упал» и т. д.) | ||
Внешний вид нездорового человека: бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов | ||
Появление татуировок, следов от ожогов сигаретой, порезов на предплечьях | ||
Бессонница, частая утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью | ||
Открытое отстаивание своего «взрослого права» на употребление спиртного, наркотических веществ | ||
Частный запах спиртного или специфический запах наркотических веществ на одежде | ||
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки | ||
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, растворителей среди вещей ребенка | ||
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы и т. п., особенно если эти вещи скрываются | ||
Частое отсутствие дома, в том числе и ночью | ||
Потеря памяти на события, происходящие в период опьянения и перед ним | ||
Намеренное утаивание своих дел, круга общения, содержания телефонных звонков и т. п. | ||
Нарастающая напряженность в семейных отношениях, учащающиеся конфликты |
При обнаружении отдельных тревожных признаков не стоит устраивать ребенку «допрос с пристрастием», ужесточать режим, запрещать делать что-либо в категорической форме. Это приведет только к обратным результатам.
Прежде всего, самому взрослому нужно осознать, что ребенок в опасности и возможно самостоятельно не может решить эти проблемы, даже имея на это желание. Необходимо заручиться доверием ребенка и при наличии определенных тревожных признаков обратиться вместе с ним за консультацией к специалисту (психологу, врачу-наркологу, сотруднику правоохранительных органов и т. п.).
При наличии более 10 признаков, суммарный балл которых превышает 2000, медлить нельзя! Такому ребенку нужна срочная квалифицированная помощь и лечение.
Анкета «Вредные привычки»
Цель: выявление фактов аддиктивного поведения учащихся, связанных с употребленим табака, алкоголя, наркотиков в школьной (классной) среде.
Условно анкетирование может быть разделено на диагностирующее и аналитическое. Диагностирующее предполагает изучение конкретных характеристик складывающейся ситуации в детском коллективе (общий уровень подверженности, распространенность тех или иных форм одурманивания, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества и т. п.). Такое анкетирование позволяет определить актуальность профилактики того или иного явления (предупреждение курения, использования токсических веществ, наркотиков). Это должно стать начальным этапом при организации профилактической работы.
Вариант диагностирующей анкеты
1. Как Вы думаете, в вашем классе подростки:
Аддиктивное поведение | Никто | 1–2 че- | Около | Около по- | Большин- |
ловека | трети | ловины | ство | ||
а) курят сигареты, употреб-ляют алкогольные напитки; б) употребляют наркотические вещества; в) употребляют токсические вещества | |||||
2. Среди Ваших друзей (старше или младше вас)
Аддиктивное поведение | Никто | 1–2 человека | Около трети | Около половины | Большин- ство |
а) курят сигареты, потребляют алкогольные напитки; б) употребляют наркоти-ческие вещества; в) употребляют токсичес-кие вещества |
3. Подростки, использующие наркотические или токсические вещества, чаще всего получают их…
От своих одноклассников | От своих друзей, род-ственников | От знакомых взрослых | От незнакомых торговцев нарко-тиками (молодых людей) | От незнакомых торговцев наркотиками (взрослых) |
Аналитическое анкетирование предполагает изучение особенностей вовлечения детей и подростков в наркозависимую среду. Данные, полученные в ходе исследования, могут стать непосредственным материалом для обсуждения.
Вариант аналитической анкеты
1. Как Вы относитесь к употреблению подростками наркотиков и таких случаях:
Ситуации | Одобряю | Мне безразлично | Осуждаю |
а) в компании сверстников, где все употребляют наркотики; б) для поднятия настроения, для снятия напряжения; в) чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать уважение сверстников | |||
3. Как Вы оцениваете информацию о наркотиках, получаемую от:
Источники | Интересна | Безразлична | Часто не соответствует действительности | Всегда правильная |
а) родителей; б) учителей; в) друзей; г) СМИ |
Анкетирование бывает закрытым (варианты ответов предлагаются заранее); полуоткрытыми (респондент может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой); открытыми (респондент предлагает свои варианты ответа). У всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки, на которых напечатана инструкция по заполнению анкеты. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор, он подчеркивает, что будет соблюдена конфиденциальность, анализируются не индивидуальные ответ, а особенности оценок, отношение к проблеме всей аудитории в целом.