Тест-анкета «Способности ребенка»

Ф. И. ребенка ________________________________________________________________

Возраст_____________Класс ____________________________Дата ___________________

Педагог/ родитель (Ф. И. О.) ___________________________________________________

Инструкция. Оцените в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого из предложенных характерных признаков у ребенка (подростка).

5 — ярко выражен;

4 — хорошо выражен;

3 — средняя степень выраженности;

2– слабо выражен.

  Виды способностей Баллы
  1. Интеллектуальные способности  
Обладает хорошей памятью: быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить  
На уроках все легко и быстро схватывает. Без труда усваивает новый школьный материал  
Без труда улавливает связь между одним событием и другим, устанавливает причинно-следственные связи  
Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях  
На уроках ему (ей) бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых  
Хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира  
Легко и с интересом выполняет задания, предназначенные для гораздо более старших детей  
Его (ее) трудно убедить в чем-либо, если он (она) имеет на этот счет собственное мнение  
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения  
Имеет богатый словарный запас, легко может использовать новые слова, выражая свои мысли  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  2. Способности к обучению  
Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету»  
Достаточно быстро запоминает услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить  
Много знает о таких событиях и проблемах, о которых многие его (ее) сверстники обычно не знают  
Обгоняет в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас  
Очень любознателен, интересуется практически всем  
Очень много читает книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний  
Легко может анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения  
Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) ему (ей) гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.)  
Интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов  
Интересны естественнонаучные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  3. Лидерские способности  
В кругу незнакомых людей чувствует себя уверенно и комфортно  
Легко общается как со сверстниками так и со взрослыми  
Хорошо понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное  
В совместных играх и занятиях с другими ребятами чаще всего становится ведущим или руководителем, проявляет инициативу  
В общении склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки  
Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать его (ее) в качестве партнера по играм и занятиям  
Легко может убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим  
Как правило, активно участвует в различных общественных мероприятиях и вносит в них положительный вклад  
В случае возникновения споров в классе или среди друзей, они чаще всего обращаются к нему (к ней) как к арбитру  
Очень энергичный, легко справляется с любыми социальными трудностями  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  4. Творческие способности  
Отличается развитым чувством юмора  
Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею  
Если у него (нее) что-то не получается, всегда предпринимает несколько попыток чтобы все-таки добиться цели  
Отличается большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов  
Если что-то его (ее) интересует, то погружается в это занятие с головой  
К одной и той же проблеме способен подойти по-разному  
Может не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи  
Если перед ним (ней) стоит какая-то трудная жизненная задача, то предпочитает попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант  
Чем бы не занимался, всегда предлагает большое количество самых разных идей и решений  
Интересуется множеством вещей и явлений, очень любознателен  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  5. Художественно-изобразительные способности  
В рисунках нет однообразия, легко выбирает сюжет, героев, предметы и ситуации  
Когда видит хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, активно проявляет восхищение и интерес  
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе  
Легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов  
Если нужно выразить свои чувства и настроение, обращается к рисунку или лепке  
Нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем  
Нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы  
Если понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, попытается воспроизвести его или создать нечто похожее  
Высказывать свои оценки художественным произведениям для него (нее) не составляет никакого труда  
Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы охотно иллюстрирует  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  6. Музыкальные способности  
С большой охотой посещает уроки музыки в школе  
Когда слышит музыку, очень четко реагирует на ее характер и настроение  
Хорошо поет  
Когда поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в это много чувств и энергии  
Имеет много музыкальных записей  
С удовольствием ходит на музыкальные концерты  
Хорошо играет на музыкальном инструменте  
Свои чувства и настроения стремится выразить в музыке  
Сочиняет собственные мелодии  
Любит петь вместе с другими так, чтобы было слаженно и хорошо  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  7. Спортивные способности  
Все свое свободное время старается посвящать спорту  
Никогда не устает, всегда активен и бодр  
Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то обязательно выбрал бы спортивные соревнования  
Все время находится в движении  
Внимательно следит за спортивной жизнью школы, города, региона, страны  
Чаще всего в спортивных играх и состязаниях выигрывает у своих сверстников  
Имеет определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.)  
Предпочитает активный отдых  
Любит ходить в походы, выезжать «на природу»  
Заметно выносливее своих сверстников  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  8. Литературные способности  
Может легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта  
Когда рассказывает что-то знакомое и известное всем, старается привносить от себя что-то новое и необычное  
Любит сочинять рассказы и стихи  
Рассказывая о чем-то, всегда придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли  
Нравится изменять тексты уже известных стихов и песен  
Нравится писать сочинения и эссе  
Нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам  
Если что-то рассказывает, старается выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства  
Когда что-нибудь рассказывает, старается описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер  
В литературных произведениях хорошо видит такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
  9. Артистические способности  
Очень легко изображает другого человека, животного, персонаж  
Интересуется «кухней» актерской игры  
Мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино  
Легко удается передавать чувства и эмоциональные переживания  
Если что-то рассказывает, то старается вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей  
Если хочет передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, активно использует мимику, жесты, пластику движений  
Без его (ее) активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе  
Если есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, удается хорошо изобразить конфликт  
Отличается артистичностью  
Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, ему (ей) проще всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса  
  Всего баллов:  
  Среднее значение:  
     




Итоговая таблица по результатам первичной диагностики способностей детей

Пример заполнения итоговой таблицы: вносятся средние значения, полученные по каждому из 9 показателей в столбец «У» — результаты заполнения анкеты учителем, в столбец «Ш» — результаты, полученные в ходе заполнения анкеты школьниками, в столбец «=» — среднее значение между столбцами «У» и «Р».

Можно добавить еще один столбец с результатами анкетирования родителей – «Р».

Анкету «Мои способности» заполняют школьники 5–11-х классов.

В 1–4-х классах анкету заполняют только родители и педагоги.

Ф. И. ребенка Способности
интеллектуальные к обучению лидерские творческие художественно-изобразительные музыкальные спортивные литературные артистические
У Ш = У Ш = У Ш = У Ш = У Ш = У Ш = У Ш = У Ш = У Ш =
                                                       
                                                       
..                                                        

Итоговое значение показателей:

2–2,5 балла —способность слабо выражена;

2,6–3,5 балла —средняя степень выраженность способности;

3,6–4,5 балла —хорошая выраженность способности;

4,6–5 балла — яркая выраженность способности, одаренность.

Наши рекомендации