Направления коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим

6. Результаты освоения программы…………………………………………..

7. Список использованной литературы ………………………................

Приложения

Паспорт программы

Наименование программы

Адаптивная программа коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим детей с ОВЗ (УО, сложные нарушения развития) «Мой мир»

Организация

Юридический адрес

Телефон

Автор опыта

Учитель – дефектолог

Координатор

программы

Целевые группы

Воспитанники группы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста/ умственной отсталостью (лёгкой, средней степени) органического генеза, системным недоразвитием речи (алалия, дизартрия, ринолалия) .

Воспитатели группы

Сроки реализации

программы

1. Этап организационный, сентябрь - октябрь: подбор материала по ознакомлению с окружающим и выявление уровня развития детей.

2. Этап практический - октябрь– май, апробация раздела «Ознакомление с окружающим» при реализации адаптивных индивидуальных программ обучения и воспитания для детей с ОВЗ (задержка психического развития (ЗПР)/ умственной отсталостью (лёгкой и средней степени) (F-70; F-71)

3. Этап итоговый - май. Диагностика по разделу «Ознакомление с окружающим» с целью определения дальнейшего маршрута (образовательной программы).

Противоречия на основании которых разработана программа

· между необходимостью повышать уровень познавательного развития (ознакомление с окружающим) детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко (для детей с ЗПР) раздела «Ознакомление с окружающим» для детей с умственной отсталостью (лёгкой, средней степени) .

· между социальным заказом: рекомендациями ПМПК «обучение и воспитание детей (пробно) по программе дошкольного учреждения для детей с ЗПР» в условиях детского дома и низкой мотивацией, недостаточной активностью педагогов, низким уровнем компетентности педагогов в вопросах познавательного развития (ознакомления с окружающим) ребёнка;

Краткая характеристика программы

Идеяпрограммы направленанапоиск эффективных технологий работы с детьми с ЗПР/УО органического генеза в детском доме для детей с ОВЗ, способствующих повышению качества познавательного развития при знакомстве с окружающим ребёнка с ОВЗ при реализации индивидуальной коррекционно-педагогической программы

Новизнапрограммысостоит вприменении в условиях диагностической группы игровых корррекциоонно-развивающих технологий по теме «Мой мир»

Цель программы

Разработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребёнком, направленной наповышение уровня познавательного развития детей с ОВЗ со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) через систему игровых занятий по ознакомлению с окружающим миром

Задачи программы

Достижение поставленной цели предполагает решение При ознакомлении детей с окружающим миром основными задачами являются:

· знакомство с предметным миром и функциональным назначением предметов;

· раскрытие внутренних взаимосвязей между предметами и их назначением.

· Наряду с этим проводится работа по обогащению представлений детей об окружающей действительности и явлениях природы, осознание влияния явлений природы на жизнь и деятельность людей.

Объёмы и источники финансирования программы

Финансирование за счёт:

- бюджетных средств – 100%

Практическаязначимость программы

Программа позволяет в условиях специального (коррекционного) детского дома для детей с ОВЗ:

- повысить уровень познавательного развития при ознакомлении с окружающем, благодаря подобранным и адаптированным технологиям;

- повысить мотивацию и компетентность воспитателей в вопросах познавательного развития детей с ОВЗ (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степени)).

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Успешность психофизического развития дошкольников со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень))предполагает необходимость целенаправленной разработки программы по ознакомлению с окружающим миром. При этом четко выделяются факторы развития дошкольников с ОВЗ:

· возраст и индивидуальные особенности ребёнка;

· особенности познавательного развития;

· соотношение специфики объекта познания и его конкретное предметное содержание.

В ходе формирования системы представлений различного предметного содержания и сложности при правильной организации и управлении процессом формируются объективно закономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной деятельности. При проведении коррекционно-педагогической работы отчетливо проявляются групповые различия в психофизическом развитии дошкольников со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)), как по характеру динамики формирования понятий, так и по уровню их сформированности в зависимости от качества обучения при однозначных дефектах.

Многие исследования показали, что не всегда создаются благоприятные условия для психофизического развития детей со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)). Часто окружающие относятся к таким детям холодно и презрительно, дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком отношении окружающих ребенок со сложной структурой нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) впадает в угнетенное настроение, становится подавленным, забитым, утрачивает интерес к какой бы то ни было деятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным, познавательные интересы снижаются, познавательное развитие замедляется.

Объективная действительность наиболее адекватно отражается в форме понятий и закрепляется в виде знаний. Понятие – это обобщенное и опосредствованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях отношениях. Понятия тесно связаны с представлениями – образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязь понятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представлений формулируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованию представлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного и логического познания, а с другой – указывает на то, что нарушения на одном уровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственного познания, возникающее при сложной структуре нарушений (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)), отражается, в первую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими.

Организация всей системы ознакомления с окружающим миром позволяет достичь хороших результатов в познавательном развитии и в подготовке детей к обучению в школе.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок-дошкольник знакомится с предметным миром и функциональным назначением предметов; раскрываются внутренние взаимосвязи между предметами и их назначением. Наряду с этим проводится работа по обогащению представлений детей об окружающей действительности и явлениях природы, осознанию влияния явлений природы на жизнь и деятельность людей, развитию речи детей.

Знакомство с окружающим миром ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития/ умственная отсталость (лёгкая, средняя степень)) происходит в процессе общения со взрослыми на специально организованных занятиях и в свободной деятельности. Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся учителем-дефектологом 1 раз в неделю в соответствии с режимом дня и индивидуальной программой развития каждого ребёнка. При планировании занятий учитывается принцип концентрического наращивания материала, выстраивая работу над всеми задачами раздела в единую систему:

Наши рекомендации