Управление в образовательной сфере: системы, типы управления, их классификация

Напомним, что система – это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях, составляющих целостное образование.

В философии системность рассматривается как атрибутное свойство материи, как принцип диалектического материализма. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился: части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет.

Системные свойства социальной материи, социальных органи­заций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую функцию познания и преобра­зования сложных социальных систем. Слово «система» – грече­ского происхождения (systema), означающее составленное из частей, соединение. Системы делятся на естественные и искусст­венные. К первым относятся природные, ко вторым – социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.

В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.

Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

В педагогических системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материаль­ных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправлен­ного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих сво­еобразные системы меньшего уровня: техническую, технологиче­скую, организационную, экономическую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное со­четание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Технологическая система основана на делении деятельности, материального и духовного производства на стадии и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.

Организационная система с помощью разработки и структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйст­венных и финансовых процессов и связей.

Социальная система является совокупностью социальных отно­шений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп.

Все системы–техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологиче­ская и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально - экономическую. Связь между управляющей и управляемой системами осущест­вляется с помощью информации, которая служит основой для вы­работки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы развития социальных процес­сов и явлений, а также построения самих управленческих систем. При этом необходимо учитывать принцип самоорганизации социаль­ных систем.

Для процессов самоорганизации в пространстве и времени необходимы следующие условия: 1) относительная откры­тость системы, которая предполагает наличие определенных пото­ков в нее и из нее (ресурсов и энергии, капитала, товаров, чело­веческих ресурсов в их связи с другими социумами); 2) не­линейность закона взаимодействия различных частей социальной системы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т. д.); 4) определен­ность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называе­мых управляющих параметров. При этом если управляющие пара­метры имеют критические точки, за которыми поведение системы коренным образом меняется и возникают новые разновидности решений, то такие управляющие параметры называют бифуркаци­онными. Управляющими (бифуркационными) параметрами макро­экономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо интегрированные харак­теристики (например, валовой национальный продукт) и т. д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социально­го взаимодействия.

Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления, поскольку качество, путь и результат самоорганизую­щего поведения будет каждый раз иным, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть общества (организацион­но-управленческая верхушка), осуществляющая главное управляю­щее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование различных «потоков» социальной информации. Одно несомненно, что взаимосвязь двух элементов сложной социальной системы – его объекта и субъекта – главный вопрос управления, создания и совершенствования его системы.

Состояние управленческих отношений, целостность сложной социальной системы, прежде всего, зависят от сбалансированности двух его подсистем: объекта и субъекта социального управления.

Объектом управления выступают общественные отношения, об­щественные процессы, социальные организации, социальные ре­сурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов.

Субъекту управления необ­ходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления, на изменение которого и направ­лены его усилия.

Следует подчеркнуть, что в центре такого воздействия находятся не люди, как принято считать, а отношения, которые пребывают в постоянном изменении, где происходят различные события и яв­ления во времени и пространстве. Они характеризуются определен­ной последовательностью, имеют причины возникновения, этапы развития. Связи между событиями и явлениями могут быть устой­чивыми и неустойчивыми, закономерными и случайными. Следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда связь между ними выражает определенную тенденцию сохранения или изменения в положении людей в обществе, в их образе жизни, тенденции характеризуются значительной протяженностью во времени, последовательностью этапов, статистической устойчивостью, в этих условиях она может быть охарактеризована как общественный процесс. Именно процессы и являются главным объектом социального управления, воздействие на которые в соответствии с их внутренней логикой развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.

Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы. Понятие ресурсы имеет два значения: (1) запасы, средства, используемые при необходимости; (2) предельное значение какого-то средства (например, суточный запас времени –24 часа).

Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом – содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.

Перед управлением стоит проблема найти механизмы более полного использования социальных ресурсов. С этой целью их необходимо разделить на (1) мотивационные, (2) интеллектуальные, (3) информационные, (4) коммуникативные, (5) социально-психо­логические, (6) соревновательные, (7) демографические, (8) соци­ально-экологические, (9) деятельностные, (10) инновационные, (11) стратегические, (12) кадровые, (13) организационные, (14) управ­ленческие, (15) научные

Социальные ресурсы составляют ядро всей системы ресурсов, не распаковав которые невозможно получить эффективные резуль­таты от реализации любых видов ресурсов – материальных, хозяй­ственных, природных и т. д.

Необходимо признать, что все объекты управленческих воздей­ствий в той или иной мере являются и их субъектами. Это, например, относится к социальным организациям, которые создаются, проек­тируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказы­вают огромное обратное влияние на развитие общественных процессов, реализацию многочисленных ресурсов общества.

И особое значение имеет изучение человека как субъекта управ­ления, хотя он в определенной мере является и объектом управлен­ческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.

Система управления, в которой реализуются функции управле­ния, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органа­ми управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных це­лей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельно­сти принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуще­ствляя обратную связь.

Управленческие и организационные отношения реализуются в управленческой деятельности, органической частью которой явля­ется организационная деятельность. Их нельзя отделять одну от другой потому, что это единый процесс: управление непременно предполагает орга­низационные усилия, организация не имеет смысла без управления. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут представлять целостное образование только в резуль­тате организации управления. Поэтому поддержание организованной целостности системы управления, ее устойчивости – одна из важ­нейших задач управления, прежде всего ее составной части – организации, которая призвана разработать конкретные меры по достижению поставленных целей, разделить задачи на отдельные операции, найти ресурсы, распределить функции, скоординировать взаимодействия различных подразделений.

Справедливо утверждение о том, что управленческую работу нельзя сводить к организации, но несомненным является и то, что после решения содержательных вопросов управления: определения целей, осуществления информационно-аналитической деятельно­сти, принятия управленческих решений, где тоже присутствует организационный аспект, – значимость последнего увеличивается многократно. Это связано с реализацией всех функций управления в комплексе на практике, с получением интегрального конечного управленческого результата, с организацией выполнения принятых решений. Только условно можно считать, что после определения целей и задач управления, уточнения его функций и нахождения методов их осуществления управление во многом сводится к орга­низационной деятельности.

На этом этапе особенно интенсифицируется определенный вид работы, больше связанный с упорядочением всех связей объекта и субъекта у правления. Если на этапе целеполагания, оценки проблем­ной ситуации, принятия решений организационная структура толь­ко складывается, то на этапе принятых решений она должна действовать как отлаженный организм, способный обеспечить вза­имодействие всех звеньев управленческой системы, скоординиро­вать взаимодействие разных структурных подразделений, найти ресурсы, мотивировать отдельных людей к деятельности. Совершенно очевидно, что без этого невозможен эффективный управленческий результат.

Итак, под системой управления мы понимаем, прежде всего, единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество этого воздействия, прежде всего, зависит от: управленческих и организационных отношений, от содержания управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; от целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных орга­низаций в целом, отдельных людей – управляющих), которые осу­ществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются того или иного управленче­ского результата.

Выводы

1. Система – это множество взаимосвязанных элементов, холящихся в отношениях и связях между собой, составляют целостное образование. Системные свойства социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую роль в познании и преобразовании сложных социальных систем. Система разделяется на подси­стемы, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой, которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Он» находятся в диалектическом взаимодействии.

2. Каждая социальная система состоит, прежде всего, из двух взаимодействующих, но самостоятельных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся: обществен­ные отношения, общественные процессы, ресурсы общества, преж­де всего, социальные, социальные организации и входящие в них люди. К управляющей – все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подси­стемы. Важнейшим ее элементом является организационная струк­тура управления.

3. Все объекты управленческих воздействий в то же время в той или иной мере могут выступать и в качестве субъектов управления. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обрат­ное влияние на объект управления. Особое значение принадлежит человеку как субъекту управления. В целом под системой управле­ния понимается единство субъекта и объекта управления, управлен­ческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Ее осуществляют орган управления, социальные организации в целом, отдельные управляющие, которые принимают и реализуют управленческие решения.

Вопрос о типах, видах педагогического управления и управляющего воздействия, в частности, требует отдельного рассмотрения. Здесь приходится констатировать, что осознание необходимости различных вариантов моделей управленческой деятельности и систем управления в целом происходит достаточно медленно, а в сфере социальной теории и практики только зарождается. Вероятно, это связано с несформированностью, и может быть невостребованностью модельного подхода к управлению, непониманием необходимости формирования поливариантного управленческого мышления у его (мышления) носителей. Иными словами, имеет место серьезное (и пока неустранимое) противоречие между важностью для практики управления вопросов о типологии управления и слабой развитостью его в теории и, следовательно, практически полной неосвоенностью его в практике социальной деятельности. Переход от «обобщенного» управления к множеству различных базовых (типовых) моделей управления – есть основа для формирования у субъектов практики современного управленческого мышления. Если обратиться к энциклопедическому словарю, то можно прочитать, что «тип – образец, модель для чего-либо; единица расчленения изучаемой реальности…». То есть тип управления может быть прямым аналогом понятий «модель управления», «вариант управления», «подход к управлению».

Совокупность видов воздействий, используемых в управлении, характеризует тип и стиль управления, научный подход к управлению, искусство управления, механизмы управления. Управленческое воздействие характеризуется определенной реакцией на него, характером восприятия.

Первый тип управления основан на тождестве целей субъектов и объектов управления.

Второй тип управления выражает достижение результатов на основе неполного совпадения интересов и целей управляющей и управляемой сторон.

Третий тип управляющего воздействия назван «влиянием без убеждения», то есть управленец не может (или не хочет) аргументировано убедить субъекта в необходимости совместных действий для достижения запланированного результата, но последний в силу известных причин все равно их выполняет.

Встречаются случаи (четвертый тип), когда действия объекта управления основаны на бездумном исполнении детализированных до мелочей указаний субъекта управления (по Гурнею Б. это «влияние без обсуждения.

Можно говорить о большом классе ситуаций, когда имеется управляющее воздействие с четко определенными целями, необходимыми методами процесса управления (последние отличаются от методов управления тем, что с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные операции, процедуры; методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления), а конечный результат отсутствует. Причины, объясняющие это, могут быть самыми различными. Например, объект управления заинтересованы не в реализации цели – Ц, а в реализации цели – Х; или заинтересованы в Ц, но не в состоянии ее осуществить (недостаточно знаний, умений, нет соответствующих условий, средств).

Выводы

Значение понятия и фактическое существование самих «типов управления» бесспорно, имеет как научное, так и практическое значение, поскольку ориентирует субъектов управленческой деятельности: а) на осмысление реальных свойств и сущностных характеристик организованных (или создаваемых) ими систем управления, их (систем) способности выполнять предполагаемые или уже возложенные на них функции; б) на понимание главных прямых и обратных (рефлексивных) связей между компонентным составом определенного типа (модели) управления, его (ее) потенциальных возможностей.

Сказанное приводит к необходимости сформулировать некоторые постулаты и аксиомы, характеризующие как типы управления, так и условия осуществления эффективного (качественного) управления социальными системами.

· Определенный тип управления – реальность особого рода; будучи объективными, они в тоже время не явно наблюдаемы или идентифицируемы; в процессе их отношения возникает довольно много вероятностного, субъективного, не всегда доказуемого.

· Выделяются простые и сложные типы управления в зависимости от механизмов формирования управляющего воздействия (разомкнутые, замкнутые, комбинированные).

· Необходимость построения классификационных рядов типов управления связана с осмыслением значимости определенных свойств управления, которые являются системно образующими и противостоят негативным проявлениям практики управления.

· Модельный подход к типологизации управления может осуществляться путем обобщения, дедукции, индуктивным путем, путем комбинации различных путей (с учетом того, что комбинация сочетает в себе достоинства каждого из них).

· Различные типы управления могут характеризоваться различными базовыми подходами к описанию объекта управления, механизмов формирования управляющих воздействий, пониманию природы функционирования управления, алгоритмов его развития, что в конечном итоге способствует обогащению и развернутому видению общей управленческой картины окружающей субъекта действительности.

Наши рекомендации