Основные типы структур управления в АПК, управление в производственных кооперативах

Структура управления -- это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей. В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень. Звено управления -- это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций (бригады, участки, отделения). Ступень управления -- это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. Сложность структуры управления зависит от количества ступеней и звеньев; чем их больше, тем сложнее структура. Структура управления может быть линейной, функциональной и линейно-функциональной (комбинированной). При линейной системе разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. Главный недостаток линейного управления -- то, что каждый руководитель должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для эффективного управления производством. Функциональная система предполагает организационное деление по функциям управления, а не по его объектам. В этом случае каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции (планирование, учет, ветеринарное обслуживание и т. д.). Управляющий или бригадир, таким образом, получает указания от нескольких главных специалистов. При функциональной системе обеспечивается квалифицированное руководство отраслями сельскохозяйственного производства и обслуживающими подразделениями, но возникают неизбежные трудности в согласовании действий нескольких руководителей. Учитывая негативные аспекты линейной и функциональной систем соподчинения, многие предприятия нередко предпочитают комбинированную (линейно-штабную) структуру. Линейно-штабная система управления предполагает сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб без нарушения прав и обязанностей линейных руководителей. Выделяют бригадную (двухступенчатую), отделенческую (трехступенчатую), цеховую (отраслевую) и смешанную (комбинированную) структуры управления. В основу формирования этих структур положен территориально-отраслевой или отраслевой принцип. Комбинированная структура сочетает сразу несколько типов структур управления: бригадную, отделенческую и цеховую в различных вариантах. Она широко распространена на сельскохозяйственных предприятиях (рис. 4). Самостоятельные отделения, в состав которых входят различные бригады и обслуживающие подразделения, обычно создаются при большой удаленности от центральной усадьбы предприятия и при наличии других аналогичных обстоятельств (плохое транспортное сообщение, водные преграды их.д.). Формальная структура -- это узаконенная система методов и процедур, работы, деловых отношений на предприятии. Неформальная структура опирается на взаимные симпатии и антипатии работников, а также сходство систем их ценностей и социального статуса (образование, размер дохода и др.).которые ей не нужны, что уже прямо вредит. Для преодоления недостатков бюрократических форм управления в крупных фирмах и организациях иногда создают функциональные организационные структуры (дивизиональные, продуктовые, матричные, адаптивные и др.). Дивизиональная структура предполагает деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. Организационные структуры, приспособленные к быстрой смене внешних условий и новым наукоемким технологиям, называют адаптивными; к ним относятся, в частности, проектные и матричные структуры. При проектной структуре каждой группой исполнителей решается конкретная задача; в группы включают наиболее квалифицированных работников. При матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и начальникам функциональных отделов, в которых они работают постоянно. С/х кооператив -- это организация, созданная с/х товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Свою деятельность осуществляют на основе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». С/х кооператив может быть производственным или потребительским; производственный кооператив обязательно является коммерческой организацией. Число членов производственного кооператива должно быть не менее 5 и не менее 50 % объема работ должно выполняться его членами. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее 2 юридических лиц или не менее 5 граждан. В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» важное место отведено вопросам организации управления в кооперативах. Так, ст. 19 определяет структуру органов управления, включающую общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и наблюдательный совет, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, а в производственном -- если число его членов составляет не менее 50. Ст. 20 определяет полномочия общего собрания членов кооператива. Оно является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся его деятельности, в том числе отменять или подтверждать решения правления кооператива и наблюдательного совета.





К исключительной компетенции общего собрания относятся рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам: утверждение Устава кооператива, внесение изменений и дополнений к нему; выборы членов управления кооператива и членов наблюдательного совета, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий; утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса; установление размера паевых взносов и других платежей и порядка их внесения членами кооператива; порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива; отчуждение земли и основных фондов кооператива, их приобретение; определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования; вступление кооператива в другие кооперативы, идр. Созыв общего собрания осуществляет правление кооператива, а в случае приостановки его полномочий-- наблюдательный совет кооператива, При принятии решений общим собранием должен соблюдаться необходимый кворум -- не менее 25 % от общего числа членов кооператива, имеющих право голоса, но не менее 5 членов кооператива в случае, если общее их число менее 20 членов, а на собрании уполномоченных -- 50 % от общего числа избранных уполномоченных, но не менее 50 человек. Правление кооператива является его исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство его деятельностью и представляющим кооператив в хозяйственных и иных отношениях. Правление подотчетно наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Избирается оно общим собранием на срок не более 2 фин лет и состоит не менее чем из 3 членов. Члены правления обязательно должны быть членами кооператива. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью правления кооператива; он вправе затребовать отчет о его деятельности, а также знакомиться с документацией кооператива, проверять состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, проводить инвентаризацию.

Наши рекомендации