Вторая подгруппа — методы закрепления
Закрепление знаний, умений и навыков в учебном процессе представляет собой такой этап воспроизведения изучаемого материала, в результате осуществления которого он становится прочным, органичным достоянием сознания, мышления, памяти, нервной системы учащихся.
Упражнение по существу есть единственный способ систематической и эффективной отработки умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляции, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить ему возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребенком приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать трудовые операции. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыка, мыслительных операций с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное исполнение упражнения.
• В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и .анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вносят поправки.
Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Воисп-роизводящие способствуют выработке и закреплению навыка или умения, творческие - - совершенствованию способностей и дарований детей. Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия в интеллектуальной, физкультурной сферах. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования разнообразных способностей. Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.
Взаимообучение — специфический метод обучения взаимодействию между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене основной, дополнительной изучаемой информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Педагогическая функция взаимообучения состоит в развитии активности и самодеятельности учащихся на уроках, в совершенствовании усвоения учебного материала, в стимулировании интереса к учению возможностью исполнения роли учителя. Парное взаимообучение позволяет каждому школьнику попеременно исполнять роль учащего и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету для группы товарищей по классу. Коллективное взаимообучение предполагает поочередное выступление консультантов по специальным вопросам перед всем классом. В отдельных случаях наиболее осведомленные в той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний взаимодействующих партнеров, а также консультанта и консультируемого. Одновременно дети обогащают друг друга дополнительной информацией, которую они добывают самостоятельно специально для обучающего общения и осуществления функций консультанта.
Взаимообучение способствует интенсивному психическому развитию школьников, активизации их мышления, воображения, речи и внутреннего самостимулирования. Воспитательное значение взаимообучения проявляется в формировании у школьников чувства коллективизма, собственного достоинства, товарищеской взаимопомощи, самоутверждения. Ребята стремятся добиться успеха в обучении, завоевать право быть консультантом, утвердить свое положение в коллективе, встать вровень с тем, кто занимает позиции лидера по освоению знаний, умений, навыков. В возрастном аспекте взаимообучение, при активной помощи учителя или старшеклассников, возможно и в младших классах. Однако продуктивное парное или групповое обучающее взаимодействие наиболее эффективно прежде всего в среде подростков и старших школьников. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов, интенсивно взаимодействует с ними. В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает учителю в деле распознания интересов, склонностей, способностей, увлечений учащихся, осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.
Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах и представляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое применение опорный конспект получил в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Функция этого метода состоит в обеспечении учебного процесса эффективными подсобными средствами с кодированным изучаемым материалом, способствующими его прочному усвоению и точному воспроизведению. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Метод широко применим при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может схематизировать, формализовать знания, привести к их бездумному, механическому усвоению. Кодирование учебного материала осуществляется в условных формулах, схемах, таблицах, отражающих сущность явлений, их взаимозависимости, закономерности, хронику событий.
Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность одолеть, освоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Метод эффективен, начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают конспектированием, умением кодирования, составления графиков, схем, таблиц. Старшеклассники, владея первичными навыками кодирования, вовлекаются в систематическую работу с опорным конспектом, методом, необходимым в системе непрерывного образования, в повышении квалификации и самообразования, переучивании на другую профессию.
Целенаправленное усвоение неорганизованной информации (ЦУНИ) стало возможным в современных условиях как способ накопления учащимися сведений, извлекаемых из средств массовой информации по заданной учителем теме, с последующим ее воспроизведением на различных этапах обучения. Функция осмысления неорганизованной информации заключается в том, чтобы активно использовать в учебно-познавательном организационном процессе информационную среду, циркулирующие знания, которые учащиеся в изобилии получают вне школы с помощью средств массовой информации. Взаимосвязь и взаимодействие между организованным школьным обучением и стихийным познанием необходимо расширять и вводить в рамки процесса обучения путем целенаправленного сбора учащимися фактов по той или иной изучаемой теме из газет, научно-популярных журналов, специальных телевизионных учебных программ, из передач «Клуб путешественников», «В мире животных», «До шестнадцати и старше», информационных выпусков, из радиопередач и кинофильмов, книг, театральных постановок, из художественных выставок и концертов. На основе сведений, полученных из этих источников, учащиеся могут готовить краткие сообщения, рефераты, доклады, делать специальные дополнения к рассказам учителя и ответам учащихся. Обучающий результат метода ЦУНИ проявляется в расширении кругозора школьников за счет целенаправленного анализа и организации свободной стихийной информации. Развивающий эффект достигается за счет включения всех интеллектуальных сил в процесс свободного самостоятельного познания. Воспитательное значение анализа учащимися неорганизованной информации состоит в укреплении убеждений, в моральной подготовке к непрерывному самообразованию. В возрастном аспекте, с учетом возможностей, метод ЦУНИ применяется уже в работе с младшими школьниками,, но во всей полноте широко используется как способ привлечения дополнительной информации в учебный процесс в старших классах. Диагностическое значение ЦУНИ в том, что оно раскрывает перед учителем картину адаптированности учащихся к информационной среде, их способности извлекать из нее полезные знания, развиваться в этой среде и применять в жизни навыки самообразования, творческого освоения действительности.