Разложи фигуры по величине

На плоскости стола или на однотонном светлом ковре взрослый в беспорядке выкладывает геометрические фигуры (круги и треугольники) и просит ребенка разложить их пара­ми с учетом величины: самый большой круг с самым боль­шим треугольником и т. д. После выполнения задания по составлению пар по величине, ребенок должен рассказать о выполненном задании. Чтобы усложнить задание, можно предложить большее количества геометрических фигур.

Чем похожи и чем различаются фигуры?

На плоскости стола или на однотонном светлом ковре взрослый в беспорядке раскладывает геометрические фигу­ры (круг, треугольник, прямоугольник, трапецию) и просит ребенка выбрать любые две, назвать их и сказать, чем эти фигуры похожи и чем они различаются.

Найди одинаковые по форме фигуры и сравни их количество

На плоскости стола или на однотонном светлом ковре взрослый в беспорядке выкладывает все геометрические фи­гуры и просит одного ребенка собрать все круги, другого все треугольники, третьего все прямоугольники и т. д. За­тем каждый ребенок объясняет, почему он так выполнил задание, и считает количество фигур, которые он наглел. Для этого игрового упражнения предлагается разное количество фигур. После того как задание рыполнено полностью, взрос­лый просит одного ребенка сказать, каких фигур больше, меньше или поровну, и уравнять их количество. Для этого предлагаются неиспользованные фигуры из конструктора (применяются способы приложения и наложения).

Классификация фигур по цвету или форме

На плоскости стола или на однотонном светлом ковре взрос­лый выкладывает в ряд круг, треугольник, прямоугольник — для детей среднего возраста, для детей старшего возраста добавляется трапеция. Взрослый начинает молча выкладывать следующий ряд, соотнося фигуры по форме (треугольник под треугольником, круг под кругом и т. д.). Не доведя процедуру до конца, передает фигуру ребенку и жестом (или словесно) предлагает продолжить выкладывание фигур в соответствии с заданным признаком. Если ребенок справился с классифика­цией фигур по форме, ему предлагается классифицировать их по цвету, используя ту же форму работы. Усложнением явля­ется рассказ ребенка о выполненном задании — умение объяс­нить выбранный способ классификации.

Чего не стало? Что изменилось?

На плоскости стола или на однотонном светлом ковре взрослый выкладывает геометрические фигуры разного цве­та и разной формы, Количество фигур зависит от уровня развития зрительного внимания детей (целесообразно начи­нать обучение с двух-трех геометрических фигур). Педагог просит ребенка внимательно посмотреть на разложенные фигуры и на минутку отвернуться. В это время он убирает одну из фигур или меняет их местами. Затем ребенок пово­рачивается и определяет, чего не стало или что изменилось. В данном случае необходимо следить за правильным изме­нением в речи детей существительного в роде и согласова­нием существительного с прилагательным. Например, ребе­нок должен сказать: «Здесь был треугольник, а теперь не стало треугольника» или «Здесь лежала красная трапеция, а теперь лежит зеленый треугольник». В коллективной игре необходимо учитывать определенные правила: отвечает толь­ко тот, кого спросили, или побеждает тот, кто первый заме­тил изменения и т. д.

Круглый коврик

Для этой игры заранее изготавливаются карточки, на ко­торых изображены фигуры, соответствующие форме, вели­чине и цвету фигур плоскостного конструктора, по-разному расположенные в пространстве. Кроме того, для игры пона­добится обруч.

Взрослый обращает внимание ребенка на геометрические фигуры, которые в беспорядке разложены на плоскости сто­ла или на однотонном светлом ковре. Он дает ребенку кар­точку-образец и просит выложить такой рисунок внутри об­руча (круглый коврик) из геометрических фигур конструкто­ра. После того как ребенок выполнит задание, он должен рассказать о местоположении, цвете и форме геометрических фигур на круглом коврике и сравнить с рисунком-образцом.

Дорожка для куклы

Для выполнения этого игрового задания заранее изготавли­ваются карточки, на которых изображены геометрические фигу­ры, соответствующие форме, величине и цвету фигур плоскост­ного конструктора, по-разному расположенные в пространстве.

Взрослый предлагает ребенку сделать дорожку для кук­лы из геометрических фигур и назвать цвет, форму и величину «камешков», из которых составлена дорожка. Затем ребенок проводит по ней куклу, от ее имени называя каж­дую фигуру (называть «камешки»). Варианты игры.

1.Выкладывание дорожки из фигур по карточке-образцу или словесной инструкции (по просьбе куклы):

—одного цвета;

—одной формы;

—одной величины, но разной формы.

2.Выкладывание дорожки из фигур по словесной инструкции взрослого.

Лка

Для игры используются четыре детали плоскостного конструктора — треугольники. Взрослый обращает внима­ние ребенка на пластмассовую ёлку (игрушку) и просит составить такую же из треугольников. Он на столе рас­кладывает детали (треугольники различной величины), вкладывает одну деталь в разрез другой на одну треть, демонстрируя их соединение. Затем он снова раскладыва­ет все детали на столе, перемешивает их и просит ребен­ка составить ёлку из треугольников, укрепляя их предло­женным способом.

Инструкция: «Это ёлка, ты можешь составить такую же ёлку из этих треугольников (указательный жест). По­смотри, как один треугольник может держаться за дру­гой. Посмотри на ёлку, потрогай ее руками, собери такую же ёлку из треугольников, закрепляя их так же, как я».

Разные по высоте

Взрослый предлагает ребенку (детям) выбрать из всех предложенных геометрических фигур и полосок только те, которые необходимы для конструирования, например, само­го большого и самого маленького флажка, самого высокого и самого низкого дома и т. п.

Ребенок составляет изображения от самого большого к са­мому маленькому (от самого высокого к самому низкому) и наоборот.

Дома и ёлки

Для игры используются детали плоскостного конструктора: треугольники, прямоугольник или квадрат. Взрослый говорит о том, что из этих фигур нужно составить дом и ёлку. Он показывает или словесно объясняет ребенку способ крепления фигур (вкладывает одну деталь в разрез другой на одну треть). Затем он снова раскладывает все детали на столе, перемеши­вает их и просит ребенка составить ёлку и дом, используя для этого все детали, соединив их предложенным способом.

Инструкция: «Посмотри, как одна фигура может дер­жаться за другую. Собери из всех фигур две конструкции: ёлку и дом, закрепляя их так же, как я».

Возможные варианты конструирования:

—из прямоугольников — «Лесенка»;

—из кругов— «Снеговик», «Неваляшка»;

—из треугольников — «Ёлка», «Горка»;

—из трапеции — «Пирамида»;

—из разных по форме и цвету фигур — «Поезд с вагонами», «Кораблик», «Дом», «Детская площадка» и т. п.

В ходе конструирования плоскостных моделей ребенку (детям) предлагается выбрать из всех фигур конструктора только те, которые ему понадобятся для работы (конструи­рования качелей, ёлки, дерева, солнца и т. п.). Моделирова­ние может быть творческим, то есть дети создают объекты по собственным представлениям. После выполнения задания ребенок рассказывает о том, что у него получилось, и какие геометрические фигуры он использовал.

Наши рекомендации