Руководство совместным трудом детей
В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Так, один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка.
Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, взаимозависимость. Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей.
Так, Саша, нарезав нужное количество полосочек для подклеиваиия книг, рассматривает те из них, которые уже отремонтированы детьми. Замечая недостатки, осуждает: «Разве такую книгу можно в руки взять?» — и уходит, не проявив никакого беспокойства за работу своих товарищей.
Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.
В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Так, второй ребенок уже вытер кубик, а первый еще не успел вымыть следующий. В работе второго участника произошла остановка. Он должен решить, как ему следует поступить в сложившейся ситуаций, с тем чтобы наладить бесперебойный процесс деятельности.
Дети по-разному могут реагировать на вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.
Однако не все дети понимают, что задержки в процессе труда отдельных участников вызываются разными причинами: недостаточными умениями, неправильной организацией работы, недостаточно прилежным отношением к делу. Предъявляя претензии к товарищам, не учитывая причин задержки, они могут быть несправедливыми, а претензии их необоснованными. Отсюда и способы воздействия на товарищей как средство, восстанавливающее процесс труда, могут быть различными: как положительными — взаимопомощь, совет, показ, убеждение, разъяснение, так и отрицательными — ссоры, споры, обиды друг на друга.
Если дети не будут знать правильных способов воздействия на товарищей, то любое затруднение в процессе совместного труда может привести к отрицательным поступкам. Кроме того, они могут не знать моральных правил, не всегда могут оценить поступок товарища с точки зрения соответствия или несоответствия знакомому правилу.
Воспитатель в связи с этим должен пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними.
Рассмотрим, какими приемами пользуется воспитатель для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками.
Перерывы в совместной деятельности детей могут возникать из-за того, что дети, распределяя задание между собой, не учли трудоемкости операций. И это обнаружилось только в ходе работы, в момент остановки в деятельности кого-либо из участников.
Воспитатель, разъясняя детям причину остановки, дает совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника оказалось примерно, одинаковым. Он обосновывает правильность такого распределения с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Товарищи всегда распределяют работу поровну, нужно быть справедливым, видеть затруднения своих друзей».
Такие рассуждения воспитателя очень важны для детей, ибо они помогают им понять, как следует поступать в соответствии с правилами положительных взаимоотношений. Дети не просто выполняют работу, но включаются в нее во имя того, чтобы добиться общего успеха.
Если же задание у кого-либо оказалось менее трудоемким, воспитатель помогает ребенку найти дополнительное дело, опять-таки мотивируя с позиции общего дела: «Неинтересно и неправильно стоять в стороне и ждать, когда другие работают. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу».
Педагог советует ребенку, чем он может заняться, увеличивая тем самым объем его работы (например, ребенок не только переносит вымытые растения, но и протирает подоконники).
В организации трудовой деятельности детей старших групп детского сада часто используется такой прием воздействия на детей, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как в этих условиях у дошкольников часто появляется отрицательное отношение к товарищам по звену, из-за которых им приходится проигрывать. Они отказываются работать с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражительность, обижают их.
Все это не способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми группы. В то же время задержки бывают часто вызваны не тем, что отдельные дети отвлекаются от дела, а недостаточными умениями или индивидуальными особенностями ребят. Вместе с тем соревнование часто приводит к резкому снижению качества работы.
Организуя тот или иной труд, педагог должен учитывать, что соревнование может возникать по инициативе самих детей, поэтому необходимо постоянно разъяснять им, что работу следует выполнять хорошо и только при этом условии можно соревноваться.
Например, дети склеивают цепочку для елки. Работа организована так, что в ней принимают участие шесть человек, разделенные на группы по три человека. Каждый из детей отрезает от полоски бумаги узкую ленточку (разного цвета), склеивает колечко и передает цепочку следующему участнику.
Он вкладывает полосочку в последнее кольцо цепочки, склеивает его и передает следующему участнику, который продолжает работу дальше. Так получается длинная разноцветная гирлянда. Другое звено действует точно таким же образом.
Юра из первого звена предлагает соревноваться: «Давайте обгоним их».
Дети второго звена стоят на своем: «Нет, мы вас обгоним».
Этот спор решает воспитатель: «Не надо спорить. Нужно стараться выполнить работу не только скоро, но и аккуратно, красиво, прочно. Если вы сделаете быстро, но плохо, разве можно считать, что вы выиграли? Ведь украшение получится некрасивым.
Дети первой группы закончили свою работу раньше: «Мы выиграли, мы скорее сделали цепочку!» Но воспитательница, проверив ее качество, указывает: «Я вам уже разъясняла, что работать надо не только быстро, но и аккуратно. Посмотрите, как сделана цепочка: у этого кольца полосочка приклеена криво, а здесь кончик не подклеен. Считать, что вы выиграли, нельзя. А они немного отстали, но выполнили задание гораздо аккуратнее, старались работать быстро, не отвлекались от дела, но и не забывали о том, что надо делать хорошо».
Срывы в совместной деятельности могут быть связаны и с тем, если кто-либо из детей выполняет свою работу не вполне качественно и это приводит к остановке в деятельности следующего участника.
Как уже отмечалось выше, в процессе совместного труда дети передают друг другу то, что каждый делал. Так, отпилив от доски нужную часть, ребенок отдает ее товарищу, а сам начинает отпиливать другую. Или: насыпав в горшочек землю, отдает его товарищу, который будет сажать в него семена, а сам начинает просеивать землю для наполнения следующего горшочка.
Такая особенность организации приводит к тому, что дети обращают внимание на результаты работы своего товарища. При обнаружении недостатков они стараются воздействовать на него, заставляют переделывать.
Однако способы воздействия детей друг на друга не всегда соответствуют положительным взаимоотношениям между ними. Педагог должен разъяснять детям, как следует поступать в подобных случаях. Покажем на примерах.
Оля вытирает поддонники и ставит их на подоконник. Лена протирает цветочные горшки и поливает растения, а затем ставит горшки на поддонники. Лена замечает недостатки в работе Оли.
Лена. Оля, посмотри, ведь поддонник совсем мокрый. Ты, наверно, забыла его вытереть.
Оля настаивает на том, чтобы Лена ставила горшок с растением. Возникает спор.
Воспитатель. Оля, Лена права. Ты не проверила, как ты вытерла поддонник. А Лена заметила твою ошибку и очень спокойно, вежливо сказала тебе об этом. Она не хотела тебя обидеть. И поэтому спорить не надо. Всегда надо проверять, как выполнена работа, а потом уже передавать товарищу. А то ты будешь подводить своих друзей. Видишь, Лена не стала с тобой спорить, но ей пришлось переделывать работу за тебя. Она хочет, чтобы ваша работа была выполнена хорошо. А ты разве правильно поступила? Тебе не будет неудобно перед ребятами, если они за тебя будут переделывать? После этого разъяснения Оля стала работать старательнее.
В приведенном примере ребенок предъявляет претензии к товарищу. Воспитатель поддерживает его, разъясняет справедливость претензий, регулируя взаимоотношения детей, налаживает их работу.
В подобных ситуациях воспитатель сможет формулировать правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо — товарища подведешь». Надо заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Воспитатель должен показать в процессе выполнения задания, как это сделать.
Воспитатель учит детей разным способам воздействия на товарищей, и эти способы постепенно усваиваются детьми: если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать это сделать; если работа выполнена небрежно, потребовать исправления недостатков. Если она затрудняется в выполнении задания, помочь ему. Эти способы воздействия на товарищей вполне доступны детям старшего дошкольного возраста.
Приведем пример.
Сережа, Шура и Костя работают вместе. Сережа склеивает коробочки из готовых выкроек. Шура вырезает кружочки, а Костя — квадраты. Володя раскладывает и квадраты, и кружочки в коробочки. Он замечает, что коробочка склена небрежно.
Володя. Как ты склеил? Намазал клея мало, вот и отклеится сразу. В нее нельзя ничего положить. Кому захочется такую коробочку получить?
Сережа. У меня не получается.
Володя. Давай вместе. Ты намажь еще клеем, а я подержу. Теперь прижми покрепче, пусть приклеится получше.
Поведение Володи отражает усвоенные им способы воздействия на товарища. Об этом воспитатель рассказывает всем детям при обсуждении результатов работы. Каковы же методические приемы воспитателя, направленные на регуляцию общения детей в процессе совместной деятельности?
Объяснение необходимости работать качественно (с точки зрения не только результата, но и отношения к товарищам — не подводить их);
сообщение детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него;
разъяснение детям моральных правил, обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.
В практике детских садов при организации труда педагог часто решает разные воспитательные задачи по отношению к тем или иным детям. Так, даже в старших группах встречаются дети (в силу разных причин), отстающие в овладении необходимыми навыками, работу которых приходится тщательно контролировать.
Есть другие дети, которые всегда старательно и добросовестно выполняют порученную работу, но не умеют трудиться в коллективе сверстников. Таким образом, организуя труд, воспитателю приходится тщательно продумывать вопрос о том, каким образом объединить детей в труде в каждом конкретном случае, с тем чтобы наилучшим образом решать задачи воспитания каждого ребенка.
Труд всех детей группы
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.