Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР в игровой деятельности…………………………………………………….6
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР…………6
1.2 Особенности игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………….21
2. Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в развитии навыков общения….27
2.1 Организация эмпирического исследования………………………………….27
2.3 Практические рекомендации воспитателям по развитию игровой
деятельности дошкольников с ЗПР……………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………….. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……………. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
- причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
- общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
- социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.
В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Цель работы: Рассмотреть особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности
Задачи:
1. Обзор специальной психолого-педагогической литературы по проблеме развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности
2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
3. Особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
4. Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в развитии навыков общения
5. Практические рекомендации воспитателям по развитию игровой деятельности дошкольников с ЗПР
Объект исследования – развитие общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности.
Предмет исследования игра ребенка как средство развития общения ребенка 6-7 лет с ЗПР.
Цель исследования – изучить возможности использования дидактических игр для обогащения лексики ребенка 6-7 лет.
Гипотеза – Игровая деятельность ребенка 6-7 лет с ЗПР является ведущим средством развития общения.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ данных, методы математической статистики.
Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровой деятельности