Характеристика звукопроизношения в норме
В возрасте 3—4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль.
В 4—5 лет изсчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т—д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р.
В 5—6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при Дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.
В 6—7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду (что, как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне» их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.
Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.
Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту.
Речевая карта
1. Дата поступления ребенка в группу______________________________________________________
2. Фамилия, идея____________________ _________3 . Возраст_________________________________
4. Домашний адрес__________________________5. Откуда поступил______________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать_____
Отец ________________
7. Анамнез: от какой беременности по счету? ______________________________________________
Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________
Когда закричал?_______________________________________Как протекало физическое развитие:
стал держать головку _______________ _____________сидеть ________________________________
вставать___________________ _____________ходить _____________________________________
Какие заболевания перенес от года?_____________________ _______________________________
Речевое развитие ребенка: гуление____________________лепет __________________________________
первые слова _______________ ___________речь фразой__________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями_______________________________________________________________
____________________
Как быстро наращивался словарный запас? _________________ _______________________________
8. Слух________ ________9. Зрение_____________________ 10. Интеллект________________________
11. Речевая среда и социальные условия _____________________ _______________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?_______________________________ их результативность_________________________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________________________
12. Общее звучание речи: темп____________ голос,____________ разборчивость___________________ дыхание_______________________________ .
13. Обследование артикуляционного аппарата:
подвижность языка,___________ __________________прикус_________________________________
строение нёба_____________________ ___________ зубов __________________________________
состояние подъязычной уздечки________ ___________губы___________________________________
14. Состояние общей моторики (координированносгь движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)______________________________________________________
15. Общее развитие ребенка
а) разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? ___________________ __________________ _______________________________
Сколько тебе лет? _________________________ __________________________________________
Где ты живешь?___________________________________________________________________
Как зовут маму?___________________________ ________________________________________
Есть ли у тебя друзья? _____________________ ________________________________________
б) счет прямой ______________ _________обратный______________________________________
в) геометрические формы: квадрат,______ __прямоугольник__________________________________
г) основные цвета____________ __________оттеночные _____________________________________
д) классификация предметов___________________________ _____________________________
е) выделение четвертого лишнего ______________________ _____________________________
ж) ориентация во времени_________________в пространстве____________________________
з) способность к логическому мышлению _______________________________________________
16. Обследование понимания речи:
а) выполнение инструкций_____________________________ _____________________________
б) понимание значения предлогов ______________________ _____________________________
в) понимание числа,_______ ___________рода,___________ падежа ______________________
17. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке_____________________ _____________________________
б) доставление рассказа по серии картин _________________ _____________________________
в) пересказ__________
г) рассказ-описание или рассказ по представлению_________ _____________________________
18 Обследование грамматического строя:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
мост _____________________ _______________дом ___________________________________ стул _____________________ _______________пчела____________________________________
ведро_____________________________________ухо_______________________________________
воробей ___________________________________утенок___________________________________
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом____________ ________елка____ ______________ Женя_ ______________________________
стул___________ _________гриб____ ______________ Костя_________________________________
в) префиксальное словообразование: шел_________________ летел______________________________
г) согласование прилагательных с существительными:
синий шар__________ __ ____________красный флажок__________________________________
синяя машина__________ ___________красное солнышко_________________________________
синее платье_________________________красная звезда _________________________________
д) согласование существительных с числительными:
___1___ ___ 2___ ___ 3 ___
ухо ____________ ____________ ___________________________ _____________________________
помидор ______________________ ___________________________ _____________________________
стул___________________________ ____________________________ ______________________________
ручка_________________________ ___________________________ ____________________________
е) предложно-падежные формы: ______________________ _______________________________
19. Состояние словаря
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения слов:
холодильник________________ _________________ пылесос__ _______________________________
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко_____________ __________________Стул: сиденье ________________________________
носик_____________ ____________________спинка ___ _______________________________
крышка______________________________________ножки______________________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ _______________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_________________________ _____________________________
Помидор, репа, морковь, капуста___________________________________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон_____________________________ _____________________________
Кошка, собака, волк, еж_________________________________________________________________
Голубь, утка, воробей____
Шкаф, стол, кресло, тумбочка___________________________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолет____________________________________________________
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон — какой?,.______ ________платье — какое?_______________ лиса — какая?_________________
б) подбор антонимов
широкий.____________ ________длинный___ __________________высокий________________________
веселый____________ ________светлый____ ___________________________ больной__________________________
прямой,____________ __________сухой___ ______________________холодный_____________________
в) образование прилагательных от имен существительных
Ручка из пластмассы,___________ _________сумка из кожи____ ______________________________
Матрешка из дерева____________ _________стакан из стекла___ _____________________________
Сок из клюквы __________________________шуба из меха __________________________________
г) образование притяжательных прилагательных
Чей хвост?____________ _____________Чей дом?_____________ _____________________________
3. Глагольный словарь:
а) что делают?
повар______________________учительница_______________________врач_________________________
почтальон____________________________________
б) кто как голос подает?
кошка_______________________собака__________________________гусь__________________________
утка_________________________петух__________________________мышь_________________________
корова_______________________лягушка________________________свинья________________________
20. Звукопроизношение.
Гласные: А ________ У ________ О ________ Ы________
Согласные: С ________ СЬ________ 3____________________ ЗЬ
Ц __________ Ч ________ Щ________ Ш ________ Ж ________
Л __________ ЛЬ________ Р _________ РЬ________ Йот_______
Г __________ К _______ X ________ Б _________ П _________
Д __________ Т _________ Н_________ М_________
21. Фонематический слух.
а) дифференциация звуков:
С—3__________ С—Ш _______ Ш—Ж _______ Ж—3 _______
Ш—Щ_________ Ш—СЬ ________ Д—С ______ Ц—ТЬ_______
Ч—С__________ Ч—ТЬ ________ Ч—Ц ______ Ч—Ш _______
Щ-Ж___________Л—Р__________ Д—Б ______ Т-Д _________
К-Х _________ К—Г___________Ы—И ____________________
б) повторение: та—да—та ______________________________________________________________
да—та—та ______________________________________________________________
ка—га—га ______________________________________________________________
в) повторение: кот—год—кот __________________________________________________________
том—дом—ком _________________________________________________________
22. Анализ звукового состава слова
а) выделение первого звука в слове:
Алик_______________________утка____________________город_____________________________
Оля________________________эхо_____________________волк______________________________
Ира________________________окна____________________банка_____________________________
б) выделение последнего звука в слове:
пух________________луна_________________кот_______________шары__________________
сок________________мука_________________руки______________нос___________________
23. Произношение слов сложного слогового состава
строительство_________________________велосипед____________________________________
милиционер___________________________аквариум_____________________________________
24. Повторение предложений: типа
Экскурсовод проводит экскурсию _____________________________________________________
25 Логопедическое заключение:
__________________________________________________________________________________________
Глава III. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГОПИ. В основу ее положены следующие принципы:
— раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
— развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
— взаимосвязное формирование фонетйко-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время, развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
— дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
— связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.
Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
— формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
— подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;
— развитие навыков связной речи.
Организация обучения и воспитания детей
с общим недоразвитием речи
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях Н' группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.
Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура).
Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий, а также частично и воспитательских, целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий:
— занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;
— занятия по формированию произношения.
Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.
В I периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально.
Bo II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю, а фонетические—1 раз.
В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.
В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения.
Организация занятий в первой половине дня
Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9.00—9.20; со II —9.30—9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуальную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12.30).