Характеристика звукопроизношения в норме

В возрасте 3—4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ за­меняются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заме­няться на ль.

В 4—5 лет изсчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т—д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р.

В 5—6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при Дифференциации. Недостаточно сформированными являются со­норные звуки.

В 6—7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферичес­кого аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на доста­точно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При этом недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду (что, как правило, всегда имеет место), пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления име­ющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которые мож­но опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне» их ре­чевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятель­ности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с по­мощью специалиста овладел ребенок.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, спе­циально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направ­ленных на формирование всех компонентов языковой коммуника­тивной и регулирующей функций речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, поз­волит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту.

Речевая карта

1. Дата поступления ребенка в группу______________________________________________________

2. Фамилия, идея____________________ _________3 . Возраст_________________________________

4. Домашний адрес__________________________5. Откуда поступил______________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать_____

Отец ________________

7. Анамнез: от какой беременности по счету? ______________________________________________

Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________

Когда закричал?_______________________________________Как протекало физическое развитие:

стал держать головку _______________ _____________сидеть ________________________________

вставать___________________ _____________ходить _____________________________________

Какие заболевания перенес от года?_____________________ _______________________________

Речевое развитие ребенка: гуление____________________лепет __________________________________

первые слова _______________ ___________речь фразой__________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями_______________________________________________________________

____________________

Как быстро наращивался словарный запас? _________________ _______________________________

8. Слух________ ________9. Зрение_____________________ 10. Интеллект________________________

11. Речевая среда и социальные условия _____________________ _______________________________

Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?_______________________________ их результативность_________________________________________________________________

Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________________________

12. Общее звучание речи: темп____________ голос,____________ разборчивость___________________ дыхание_______________________________ .

13. Обследование артикуляционного аппарата:

подвижность языка,___________ __________________прикус_________________________________

строение нёба_____________________ ___________ зубов __________________________________

состояние подъязычной уздечки________ ___________губы___________________________________

14. Состояние общей моторики (координированносгь движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)______________________________________________________

15. Общее развитие ребенка

а) разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут? ___________________ __________________ _______________________________

Сколько тебе лет? _________________________ __________________________________________

Где ты живешь?___________________________________________________________________

Как зовут маму?___________________________ ________________________________________

Есть ли у тебя друзья? _____________________ ________________________________________

б) счет прямой ______________ _________обратный______________________________________

в) геометрические формы: квадрат,______ __прямоугольник__________________________________

г) основные цвета____________ __________оттеночные _____________________________________

д) классификация предметов___________________________ _____________________________

е) выделение четвертого лишнего ______________________ _____________________________

ж) ориентация во времени_________________в пространстве____________________________

з) способность к логическому мышлению _______________________________________________

16. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкций_____________________________ _____________________________

б) понимание значения предлогов ______________________ _____________________________

в) понимание числа,_______ ___________рода,___________ падежа ______________________

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке_____________________ _____________________________

б) доставление рассказа по серии картин _________________ _____________________________

в) пересказ__________

г) рассказ-описание или рассказ по представлению_________ _____________________________

18 Обследование грамматического строя:

а) образование множественного числа существительных и ро­дительного падежа существительных множественного числа:

мост _____________________ _______________дом ___________________________________ стул _____________________ _______________пчела____________________________________

ведро_____________________________________ухо_______________________________________

воробей ___________________________________утенок___________________________________

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом____________ ________елка____ ______________ Женя_ ______________________________

стул___________ _________гриб____ ______________ Костя_________________________________

в) префиксальное словообразование: шел_________________ летел______________________________

г) согласование прилагательных с существительными:

синий шар__________ __ ____________красный флажок__________________________________

синяя машина__________ ___________красное солнышко_________________________________

синее платье_________________________красная звезда _________________________________

д) согласование существительных с числительными:

___1___ ___ 2___ ___ 3 ___

ухо ____________ ____________ ___________________________ _____________________________

помидор ______________________ ___________________________ _____________________________

стул___________________________ ____________________________ ______________________________

ручка_________________________ ___________________________ ____________________________

е) предложно-падежные формы: ______________________ _______________________________

19. Состояние словаря

1. Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник________________ _________________ пылесос__ _______________________________

б) показ и называние частей предметов:

Чайник: донышко_____________ __________________Стул: сиденье ________________________________

носик_____________ ____________________спинка ___ _______________________________

крышка______________________________________ножки______________________________________

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки____________________ _______________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки __________________________________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка_________________________ _____________________________

Помидор, репа, морковь, капуста___________________________________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон_____________________________ _____________________________

Кошка, собака, волк, еж_________________________________________________________________

Голубь, утка, воробей____

Шкаф, стол, кресло, тумбочка___________________________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолет____________________________________________________

2. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон — какой?,.______ ________платье — какое?_______________ лиса — какая?_________________

б) подбор антонимов

широкий.____________ ________длинный___ __________________высокий________________________

веселый____________ ________светлый____ ___________________________ больной__________________________

прямой,____________ __________сухой___ ______________________холодный_____________________

в) образование прилагательных от имен существительных

Ручка из пластмассы,___________ _________сумка из кожи____ ______________________________

Матрешка из дерева____________ _________стакан из стекла___ _____________________________

Сок из клюквы __________________________шуба из меха __________________________________

г) образование притяжательных прилагательных

Чей хвост?____________ _____________Чей дом?_____________ _____________________________

3. Глагольный словарь:
а) что делают?

повар______________________учительница_______________________врач_________________________

почтальон____________________________________

б) кто как голос подает?

кошка_______________________собака__________________________гусь__________________________

утка_________________________петух__________________________мышь_________________________

корова_______________________лягушка________________________свинья________________________

20. Звукопроизношение.

Гласные: А ________ У ________ О ________ Ы________

Согласные: С ________ СЬ________ 3____________________ ЗЬ

Ц __________ Ч ________ Щ________ Ш ________ Ж ________

Л __________ ЛЬ________ Р _________ РЬ________ Йот_______

Г __________ К _______ X ________ Б _________ П _________

Д __________ Т _________ Н_________ М_________

21. Фонематический слух.

а) дифференциация звуков:

С—3__________ С—Ш _______ Ш—Ж _______ Ж—3 _______

Ш—Щ_________ Ш—СЬ ________ Д—С ______ Ц—ТЬ_______

Ч—С__________ Ч—ТЬ ________ Ч—Ц ______ Ч—Ш _______

Щ-Ж___________Л—Р__________ Д—Б ______ Т-Д _________

К-Х _________ К—Г___________Ы—И ____________________

б) повторение: та—да—та ______________________________________________________________

да—та—та ______________________________________________________________

ка—га—га ______________________________________________________________

в) повторение: кот—год—кот __________________________________________________________

том—дом—ком _________________________________________________________

22. Анализ звукового состава слова

а) выделение первого звука в слове:

Алик_______________________утка____________________город_____________________________

Оля________________________эхо_____________________волк______________________________

Ира________________________окна____________________банка_____________________________

б) выделение последнего звука в слове:

пух________________луна_________________кот_______________шары__________________

сок________________мука_________________руки______________нос___________________

23. Произношение слов сложного слогового состава

строительство_________________________велосипед____________________________________

милиционер___________________________аквариум_____________________________________

24. Повторение предложений: типа
Экскурсовод проводит экскурсию _____________________________________________________

25 Логопедическое заключение:

__________________________________________________________________________________________

Глава III. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном дет­ском саду для детей с речевыми нарушениями, путем использова­ния поэтапной системы формирования речи. Коррекционная систе­ма обучения и воспитания детей с ОНР 5—7 лет разработана в лаборатории логопедии НИИ дефектологии и на кафедре логопе­дии МГОПИ. В основу ее положены следующие принципы:

— раннее воздействие на речевую деятельность с целью пре­дупреждения вторичных отклонений;

— развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

— взаимосвязное формирование фонетйко-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений про­изношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время, развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

— дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

— связь речи с другими сторонами психического развития, ко­торые раскрывают зависимость формирования отдельных компо­нентов речи от состояния других психологических процессов.

Вы­явление этих связей лежит в основе воздействия на те психологи­ческие особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически пра­вильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения (воспитание арти­куляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

— подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты;

— развитие навыков связной речи.

Организация обучения и воспитания детей

с общим недоразвитием речи

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях Н' группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя.

Логопед работает с 9 до 13 часов. Воспитатель ежедневно проводит занятия с группой по всем видам учебной деятельности (оз­накомление с окружающим, развитие элементарных математичес­ких представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура).

Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспита­ния коррекционных задач.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразви­тием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и во внимании, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопеди­ческих занятий, а также частично и воспитательских, целесообраз­но делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий:

— занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

— занятия по формированию произношения.

Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В I периоде обучения фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — только индивидуально.

Bo II периоде обучения речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неде­лю, а фонетические—1 раз.

В III периоде акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению по­ставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом.

В это время фронтальные занятия проводятся 5 раз в неделю: 3 раза — по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и 2 раза — по формированию правильного звукопроизношения.


Организация занятий в первой половине дня

Логопед проводит в течение недели фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы: с I подгруппой 9.00—9.20; со II —9.30—9.50. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной группой по разным видам учеб­ной деятельности. С 10.00 до 13.00 логопед проводит индивидуаль­ную работу с детьми, а остальные дети находятся с воспитателем на прогулке до подготовки к обеду (12.30).

Наши рекомендации