Под Красным знаменем Кремля

Объединится в новой вере…»

Революционно-мессианский дух пронизывал творчество поэтов и писателей, объединившихся вокруг сборника «Скифы», два номера которого вышли в конце 1917 – начале 1918 гг.: Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Клюева, Алексея Ремизова, Евгения Замятина, Ольги Форш, Алексея Чапыгина, Константина Эрберга, Евгения Лундберга и многих других. Редакторами сборника были публицист и критик, ставший главным идеологом левых эсеров, Разумник Иванов-Разумник и известный писатель и поэт Андрей Белый. Для «скифства» было характерно религиозное восприятие революции как события, утвердившего господство антизападного русского народного мира, который будет иметь вселенское значение:

«Да, на Руси крутит огненный вихрь,

В вихре сор, в вихре пыль, в вихре смрад.

Вихрь несет весенние семена.

Вихрь на Запад летит.»

Старый Запад закрутит, завьет наш скифский вихрь. Перевернется весь мир», – писал Иванов-Разумник. «Скифы» прозревали глубинную историческую связь между революцией 1917 года и великими событиями прошлого, например, петровскими преобразованиями, выведшими нашу страну на новые рубежи. Поэтому они возлагали надежды на воскрешение традиционных, исконных русских устоев.

Другой особенностью идеологии «скифства» являлась новая антицерковная и зачастую антихристианская религиозность. Это нашло отражение в творчестве Блока, который в поэме «Двенадцать» поставил Иисуса Христа во главе отряда двенадцати красноармейцев-апостолов нового мира. Белый в поэме «Христос воскрес» и в стихотворениях сборника «Пепел» подобно славянскому огнепоклоннику воспевал «огневую стихию» революции, выражал готовность принести себя ей в жертву.

«И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия —

Мессия грядущего дня!»

Клюев в стихотворении «Из “Красной газеты”» рассматривает гражданскую войну в свете апокалипсической битвы добра и зла:

«Жильцы гробов, проснитесь! Близок Страшный судИ Ангел-истребитель стоит у порога!Ваши черные белогвардейцы умрутЗа оплевание Красного бога» Своеобразное красное язычество отражено им и в знаменитой «Красной песни»: «Пролетела над Русью жар-птица,Ярый гнев зажигая в груди...Богородица наша Землица,—Вольный хлеб мужику уроди!Сбылись думы и давние слухи,—Пробудился народ-Святогор;Будет мед на домашней краюхе,И на скатерти ярок узор»

На антицерковных позициях стоял и великий певец деревни Есенин. Концепцию революции он представлял с особым богоборческим настроением, что нашло отражение в его поэмах «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», и др.

Вера в особую магию революции, которая должна сокрушить и очистить пропитанное прогнившей моралью сознание и старые устои, приводила зачастую к тотальному нигилизму, к отрицанию национальных истоков и традиций, что особенно ярко отразилось в творчестве упомянутого выше Бедного. Это было вполне созвучно идеям некоторых членов Полибюро вроде Н.И. Бухарина, которые окрестили русский народ нацией «обломовых», «нацией рабов, с рабским прошлым», «народом-растяпой с присущей ему азиатской ленью», или Л.Д. Троцкого, который считал, что «нет ничего бездарней, лицемерней, чем русский мужик». Не удивительно, что в пьесе Бедного «Богатыри» русские былинные герои изображались в виде жандармов. Люди же, стремившиеся соединить национальный патриотизм с веяниями нового строя, объявлялись националистами и антисоветчиками. Их судьба была очень печальной, как, например, у известных поэтов С. Есенина, Н. Клюева, П. Орешина, С. Клыкова.

В 20-е годы продолжалась также дореволюционная традиция реалистического романа. В эти годы создаются великие произведения мэтров русской советской литературы: Владимир Короленко пишет «Историю моего современника», Алексей Толстой – «Хождение по мукам», Александр Фадеев – «Разгром», Аркадий Гайдар – «РВС», Михаил Булгаков – «Белую гвардию», Михаил Шолохов – «Донские рассказы», Максим Горький – «Дело Артамоновых» и начинает работу над романом «Жизнь Клима Самгина». Созданные в этих произведениях цельные характеры сильных, волевых личностей являлись примерами и образцами для подражания строителей нового общества.

Знаковым событием литературной жизни 20-х годов стало появление романов о гражданской войне: Дмитрия Фурманова – «Чапаев», который в 1934 г. был экранизирован, и Александра Серафимовича «Железный поток».

В 20-е годы расцветает советская сатирическая литература в рассказах Михаила Зощенко, романах соавторов Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Двенадцать стульев» (1927) и «Золотой теленок» (1931)).

Зарождается завоевавшая впоследствии всемирную славу русская советская фантастика. Появляются увлекательные романы и повести Александра Беляева («Голова профессора Доуля», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» и др.), Владимира Обручева «Земля Санникова», «Плутония», «Золотоискатели в пустыне»), Алексея Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина») и др.

Таким образом, советская литература 20-х годов представляла собой разнообразную и контрастную палитру стилей, направлений.

В 30-е годы в идеологической жизни СССР наблюдается поворот в сторону реабилитации национальной истории, что привело к расцвету жанра исторического романа. Появляются замечательные произведения А.Н. Толстого «Петр I», Сергея Бородина «Дмитрий Донской» (1940), Василия Яна «Нашествие монголов» и многие другие.

Определяющим стилем в литературе, как и в других видах искусства, стал «социалистический реализм», который должен был, правдиво отражая жизнь, вместе с тем способствовать воспитанию высоких гуманистических идеалов в обществе – таких, как самоотверженность, чувство коллективизма, взаимопомощь, сострадание, трудовой энтузиазм.

В 30-е гг. появляются литературные шедевры, вошедшие в историю русской и мировой культуры. Из-под пера М.В. Шолохова вышли роман-эпопея «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны, и «Поднятая целина», повествующая о ходе коллективизации народного хозяйства. Творчество писателя получило мировое признание: в 1965 году он был удостоен Нобелевской премии.

В 30-е годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» Горький. В свет выходят романы Леонида Леонова «Соть», Антона Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», Николая Островского «Как закалялась сталь». Главный герой последнего – Павка Корчагин – был образцом настоящего комсомольца, советского человека, примером для широких масс советской молодежи.

На 20-30-е годы приходится расцвет советской детской литературы, воспитательное значение которой не потеряло свою актуальность и по сей день. Благодаря замечательным детским писателям и поэтам Корнею Чуковскому, Самуилу Маршаку, Аркадию Гайдару, Сергею Михалкову, Агнии Барто, Валентину Каверину, Льву Кассилю, Валентину Катаеву, Николаю Носову и Евгению Шварцу выросло не одно поколение советских людей. В их произведенияхс особой нежностью и любовью, вниманием и заботой, с прекрасным добрым юмором и глубоким пониманием детской души описывалась повседневная жизнь обыкновенных советских детей.

Наши рекомендации