Критерии диагностики и физиологические особенности выделенных типов ММД
По физиологическим особенностям можно выделить три основных типа ММД
А. С гиперактивностью
· Реактивный тип
· Активный тип
Б. Без гиперактивности
· Ригидный тип
· Астенический тип
В. Субнормальный тип
· Типологический профиль А
· Типологический профиль Б
В предложенной классификации астеничный соответствует традиционно выделяемому под этим наименованием типу.
Гиперактивному типу соответствует реактивный. Представляется, что данное наименование типа в большей степени отражает его сущностные характеристики, так как активность, понимаемая как самостоятельно направляемая деятельность, у детей данного типа полностью отсутствует. (Встречающееся определение этого типа как двигательно расторможенного является также достаточно точным).
Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД примерно следующая: реактивный - 25%, активный — 10%, ригидный — 20%, астеничный — 15%, субнормальный — 30%.
Все пять типов ММД легко диагностируются по характеру профиля, полученного на бланке. Для определения типа ММД профиль конкретного обследуемого сравнивается с типологическими профилями (Прил 3). Следует еще раз подчеркнуть, что тип ММД диагностируется только в том случае, если основные показатели теста (точность и скорость) позволяют сделать общий вывод о ее наличии.
Формирование типов ММД связано с сочетанием и выраженностью следующих факторов:
1. Ослабленность мозговой деятельности.
2. Общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных подструктур мозга.
3. Дисбаланс нервных процессов.
На рис. 4 графически представлены различные сочетания особенностей мозговой деятельности и соответствующие им типы ММД. Естественно, что все типы ММД располагаются вне рамок нормы.
Кроме того, все группы детей с СНВГ объединяют следующие признаки:
1. Феномен соскальзывания взгляда со строки в процессе чтения.
2. Феномен разбитого зеркала.
3. Кратковременные выключения сознания (трансы) на уроке.
Психологические проявления различных типов ММД
У детей из вашего класса
Использование методики Тулуз-Пьерона в комплексе с другими психодиагностическими тестами, а также проводившееся в течение ряда лет наблюдение за детьми с ММД позволили более детально изучить психологические особенности каждого из выделенных типов. Ниже приводятся их характеристики. Однако следует помнить, что не всегда удается однозначно отнести обследуемого к какому-либо одному из этих типов.