Исследование неречевых психических функций
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕЧЕВЫЕ КАРТЫ:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(от 4 до 7 лет)
Составители Н.В.Серебрякова, Л.В.Соломаха
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Национальность (отметить, если есть документ) ______________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
Из какого д/с поступил ____________________________________________________________
(№ д/с, район)
Дата поступления в речевую группу ____________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от ________________________________________
Протокол № __________________ Принят на срок ____________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии ________________
Дата заполнения речевой карты _________________ Логопед ___________________________
Решением РМПК от ______________________________________________________________
выпускается с _____________________________________________________________ речью
в _____________________________________________________________(вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск _________________________________________________________
Члены РМПК ___________________________________________________________________
(фамилии логопедов)
________________
Анамнез
Мать __________
(возраст при рождении ребёнка)
Отец __________
(возраст при рождении ребёнка)
Наследственные заболевания _____________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка ________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________
_______________
От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________
_______________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________
_______________
Когда закричал ребёнок __________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________
Вес и рост при рождении _________________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить ____________________________________________________
Как взял грудь _____________________________________________________________
Как сосал _________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________
Грудное вскармливание до _______________________________________________________
Когда выписались из роддома ____________________________________________________
Если задержались, то почему _____________________________________________________
______________
Раннее развитие
Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года _____
_______________
После года:
До 3 лет __________________________________________________________________
__________
после 3 лет ________________________________________________________________
__________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствие с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление _______
Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)
Характер лепета ________________________________________________________________
Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)
Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
- грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет _______________
__________
- грубые аграмматизмы после 3-х лет _________________________________________ __________
Какие звуки долго произносились неправильно______________________________________
Использование жестов ___________________________________________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________
Результаты логопедической работы ________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1.Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)________________________________________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________
_______________
2.Восприятие и воспроизведение ритма (- дл.звук, . кор.звук):
от 4 до 5 лет (из 4-х элементов): --.., -..-, ..--, …-, -… _____________________________
от 5 до 7 лет (из 5-ти элементов): --..-, -..--, --…, …-- _____________________________
3.Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий ________________________
_______________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов: розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ____
б) показ основных цветов ________________________________________________________
4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________
5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________
6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой правое ухо __________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____
_____________
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4-5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _______________
г) складывание фигур из палочек __________________________________________________
5.Состояние общей моторики:
- сила движений _______________________________________________________________
- точность движений ___________________________________________________________
- темп движений ______________________________________________________________
- координация движений _______________________________________________________
- переключение от одного движения к другому ____________________________________
6.Состояние ручной моторики:
- точность движений ___________________________________________________________
- темп движений ______________________________________________________________
- синхронность движений правой и левой руки ____________________________________
- переключение от одного движения к другому ____________________________________
З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1);
- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.