Киевская Русь: принятие православия и знакомство с византийским опытом церковного призрения
Русь конца VIII — начала IX в., по меткому выражению А. В. Карташева, представляла собой «подвижное месиво народов: славянского, норманнского и, может быть, частично скифско-иранского или даже тюркского, [которое] бродило и было рассеяно по всем северным берегам Черноморья, уже издавна христианизованным Византией». В IX в. из этого «месива» бродячих и оседлых восточнославянских и неславянских племен возникает древнерусское государство — Киевская Русь. Политическое объединение племен привело к их этнической консолидации, рождению собственно русского народа, формированию русской культуры. Мощной объединяющей силой станет православное христианство, и оно же принесет в славянский мир новые ценности.
«Великим плодом христианских идей» называет историк К. Н. Бестужев-Рюмин милосердие, которого язычество не знало.
«Значение человека вне богатства, происхождения, человека самого по себе выдвинуло христианство, и это его величайшая заслуга. Милосердие, по В. И. Далю, «есть сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность. Благотворительный (о человеке) — склонный к благотворению, готовый помогать бедным; (об учреждении, заведении) — устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих или ради попечения о них».
Оценивая влияние христианства на изменение отношения сильных мира сего и их подданных к убогим и увечным, сошлемся на авторитетное мнение К. Н. Бестужева-Рюмина: «Самым ближайшим влиянием христианства было влияние нравственное, ибо нравственность христианская, возведенная в обязанность, существенно отличается от нравственности языческой, результата непосредственного чувства, как все в языческом мире. <...> Так, христианство обязывает помогать неимущим, как братьям во Христе; помогая неимущему, христианин исполняет заповедь своего божественного Учителя. <...> Приняв этих людей под свою защиту, церковь создала новую среду, стоящую выше разрозненных интересов отдельных общин и основанную на ином начале, чем княжеская дружина; выше интересов личных, племенных, практических поставила она общечеловеческий интерес — начало нравственное».
В Древней Руси, как и на скандинавских землях, христианские идеалы терпимого и милосердного отношения к страждущим не противоречили традиции, сложившейся в дохристианский период. На рубеже X—XI вв. Русь знакомится с христианской моделью церковной благотворительности, и не просто знакомится, но стремительно воспроизводит ее. Зарождающийся институт монастырского призрения являет собой особый сплав славянского чувственного начала (традиции сочувствия слабым и немощным) с рациональным западным опытом устройства монастырских заведений для увечных и хворых. У истоков русской церковной благотворительности стояли «светильники отечественного благочестия» — святой великий князь Владимир и преподобный Феодосий. Первый дал Киевской Руси писаный закон, второй — пример организованного призрения убогих.
Узаконив христианскую веру (988),
Владимир столкнулся с необходимостью разделить полномочия между светской и церковной властью, что вынудило князя задуматься о тех, кого прежде он обходил своим вниманием. Сироты, вдовы, калеки, люди больные и немощные едва ли представляли интерес для бесстрашного воителя, но в крещеном Киеве о них кому-то полагалось заботиться. Великий князь поручил упомянутых горожан церкви, официально признав их «церковными людьми», ввел «Правила о церковных людях и о десятинах и судах епископских и о мерилах градских», содержащие указание предоставить нуждающимся церковное призрение. «Убогие... монастыри и бани их, врачи, их больницы даны Патриарху, или Митрополиту, или Епископу, ...да ведет их гой и управу дает и рассуждает». Отныне в Киевской Руси «нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступленье, в напастех поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы» прерогатива Церкви. Правомерен вопрос об источниках средств на исполнение столь многочисленных обязательств. Великий князь предусмотрел его и ввел десятину. Было решено жертвовать десятую часть княжьих доходов на содержание Церкви, а той, в свою очередь, вменялось в обязанность использовать определенную долю полученных средств на дела милосердия.
Воплотить добродеятельное распоряжение в повседневную практику оказалось затруднительно. Исполнение «Правил о церковных людях...» поручалось учреждениям, которых на Руси не существовало. «В Уставе Владимира и за ним во Всеволодовой грамоте к ведомству церкви причисляются «больницы и страннонриимницы». Так как не из каких других русских памятников ничего не известно о подобных учреждениях при церквях в те времена, то видят здесь списывание с греческих порядков, отраженных в Номоканоне. Может быть, некоторые зачатки подобных пристанищ для нищих и странников при церквях и монастырях и давали к тому основания». Некоторые идеи, заложенные в княжеских Уставах и Правдах, согласимся с А. В. Карташевым, «во многих случаях выписывались отвлеченно из греческих законов без соответствия русской действительности». Дело не поспевало за словом. Функции призрения светская власть передала церквям и монастырям, которые на Руси едва начали появляться, и все же, несмотря на очевидное несоответствие постановки церковного призрения де-юре и де-факто, не будем строги к автору «Правил о церковных людях...». Великий киевский князь Владимир сделал первый шаг на долгом и трудном пути организации и законодательного закрепления службы призрения убогих.
В истории отечественной благотворительности Владимир I занимает особое место не только потому, что положил ей законодательное начало, но и по размаху личных благодеяний.
«За 25 лет своего христианского правления, — сообщает А. В. Карташев, — Владимир нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но <...> сделал попытку реально, деятельно, можно сказать, материально, выполнить свое исключительное служение как главы христианского народа, чтобы воплотить осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь народа. <...> Летопись не без удивления под 996 г. сообщает, как Владимир порывался буквально выполнить евангелический завет любви, милосердия и нищелюбия: «повелел всякому нищему и убогому приходить на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и ядение и от скотниц кунами (т. е. из казны монетой). Устрой же и се рек: «Яко немощный и больные не могут долезти Двора моего» — повелел пристоити кола (т. е. телеги) и вскладаше хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед в бчелках, а в других квас, возите по городу, вопрошающе: где больной и нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу». Щедрость деяний князя поражает явно любующегося им православного хрониста.
Еще одним документальным свидетельством могут служить слова летописца монаха Иакова: «Не могу сказати многие его милостыни. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земле Русской: и в градах, и в селах, везде милостыню творяше, нагие одевая, странныя покоя милостию, нищие и сироты, и вдовицы, и слепые, и хромые, и трудоватые — вся милуя и одевая и накормяя и напояя». Сообщая о военных успехах князя Владимира, летопись отмечает, что при распределении трофеев князь «убогим милостив был». «Митрополит Илларион, нанизывая добродетели на словесную нить панегирика Владимиру, восхваляя его филантропию, ставит наряду с ней его функции власти, добро социальное: «правду и крепость». <...> Это не откуп только куском хлеба или грошиком на жалобную просьбу нищего у окна, а активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных...».
Легенды о благодеяниях великого князя носят явно апологический характер и грешат преувеличением, тем не менее в истории отечественной благотворительности Владимир I занимает особое место. Он положил деятельной благотворительности законодательное начало.
Полагаем, и киевская Десятинная церковь преуспела в деле благотворительности и призрении убогих, но документально первой отечественной «больницей и странноприимницей» считается основанный в середине XI в. Печерский монастырь. «Почти все мужские и женские монастыри киевского периода находились или в городах, или возле них. Наиболее знаменитым из них был Киево-Печерский монастырь — важнейший русский духовный центр этого времени. Согласно учению Феодосия, игумена этого монастыря <...> основой монашества были молитва, смирение и благотворительность».
К сожалению, общеизвестный факт заботы Киево-Печерского монастыря об убогих (предоставление им хлеба и крова) советские историки дефектологии своими интерпретациями исказили до абсурда. Утверждения о наличии при Печерском монастыре приюта для слабоумных, тем паче об организации тамошними монахами обучения глухих, не более чем вымысел, возникший в контексте идеологической борьбы советской власти с космополитизмом, стремления доказать безусловное превосходство отечественного опыта над иностранным. Документально подтвержденный факт состоит в том, что Печерский монастырь проявлял заботу о нищих и калечных. Благодеяние киевских черноризцев достойно уважения, но в организации призрения убогих пальма первенства принадлежит не им, история монастырской благотворительности берет свое начало в Византии с IV в., а на Западе с VII в.
Место и роль Киево-Печерского монастыря в становлении российской благотворительности столь велики, что нет нужды в вымысле. Один из первых настоятелей Печерской обители — отец русского монашества преподобный Феодосий — по праву может быть назван и родоначальником церковного призрения убогих на Руси. По словам митрополита Макария: «Многопоучительны были дела милосердия Феодосия к бедным и несчастным. Он построил близ монастыря особый двор, <...> принимал туда для жительства нищих, слепых, хромых и прокаженных и для содержания их уделял десятую часть от всего монастырского имения».
Примерно через 40 лет после смерти Феодосия на территории монастыря строится больница, где со временем печерские монахи накопят немалый опыт врачевания. Строилась больница «для слепых, хромых, немых и глухих» не
только на пожертвования князя и монастыря, но и, что особенно важно, на средства горожан. Судя по Патерику Киево-Печерского монастыря (XIII в.), немалое число неимущих горожан могли рассчитывать на материальную помощь храма, к приходу которого принадлежали.
Отдавая должное подвигам преподобного Феодосия и князя Владимира Святого на ниве благотворительности, не станем обольщаться относительно числа их последователей. Источники скупы на имена тех немногих, кто прославился попечением убогих. «Повесть временных лет» упоминает о личном милосердии к сиротам и страждущим черниговского князя Всеволода I, внесшего лепту в строительство богадельни вблизи от Печерского монастыря, великого князя киевского Мстислава Владимировича да новгородского князя Всеволода Мстиславовича.
Весомый вклад в дело организации призрения на Руси внес великий князь Владимир II Мономах, прославившийся не только ратными подвигами, но и нравоучительными писаниями. Киевский князь считал благотворительность обязательной миссией власти. В своем известном «Поучении...», адресованном сыновьям- наследникам, Владимир Мономах убеждал их, что победить дьявола можно с помощью трех добрых дел, одно из которых милостыня. Завещание содержит прямое указание престолонаследникам: «Всего паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно, по силе своей кормите, снабдите сироту». Деятельной благотворительностью прославилась и сестра Владимира Мономаха княгиня Анна.
Духовные основы благотворительности уходят своими корнями в древнерусский период, но, полагаем, прав П. Н. Милюков, писавший, что «сознательное отношение к вопросам нравственности и религии было редким исключением среди мирян», люди же, подобные Владимиру и Феодосию, «встречались только на самых верхах русского общества». «В начале русского христианства был момент исключительного порыва к исполнению евангельского идеала... Личным, а может быть, и только единоличным носителем этого порыва, был наш исключительный князь-креститель». Тем не менее, подвиг Владимира способствовал вовлечению знати в активное благодеяние и организованное призрение, заложил основы традиции терпимого и сострадательного отношения к убогим.
Итак, первые попытки организовать на Руси призрение сирот, нищих, убогих и калек, предпринятые на рубеже X—XI вв., были связаны с принятием православного христианства и заимствованием византийского опыта церковного призрения. У истоков деятельной благотворительности на Руси стоял князь Владимир I, установивший правила (закон) церковной благотворительности, и настоятель Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий, подавший пример организации монастырского призрения убогих. Распад Киевского государства в первой половине XII в. на полтора десятка самостоятельных княжеств не позволил монастырскому призрению окрепнуть, а городской (светской) традиции благотворительности зародиться.