Киевская Русь

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руко-водителем государства. Однако его деятельность направлялась и контро-лировалась верхушкой класса феодалов-боярством.

Управление государством строилось по принципу военной органи-зации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники – посадники и их ближайшие помощники-тысяц-кие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение, в XI-XII в.- через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Особенностью Древнерусского государства было то, что новому го-сударственному аппарату принадлежали далеко не все властные полномочия и функции. В обществе еще были сильны институты власти, своими корнями, уходившие в первобытное общество. Наиболее важным из них в IX-X вв. было народное собрание (вече). Таким образом, политический строй Руси характеризовался дуализмом княжеской и вечевой власти.

Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы.

Князья-правители отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы - находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять ему воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды были обязаны платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах.

Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в X веке. Нормы раннефеодального права нашли отражение в т.н. «Русской Правде», написанной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в которой были отражены правовые положения, регламентирующие различные стороны жизни.

Основой общественно-экономического строя Киевской Руси являлась условная феодальная собственность на Землю, которая осуществлялась в виде феодальной ренты: натуральная (оброк), отработочная (барщина). В обществе существовало два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу были неоднородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились на положении рабов. Феодальные отношения со временем расширились за счет закабаления лично свободных общинников.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились боярами. По данным древних летописей в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и др. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями – всего насчитывалось до 60 видов ремесел.

Укреплению государственной власти и территориальной целостности Руси во многом способствовало принятие христианства в 988 г. в результате религиозной реформы проведенной Владимиром I. Считается, что в 957 году христианство приняла правительница Руси Ольга, но сам процесс христианизации растянулся на ряд десятилетий. Введение христианства в основном было завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации. Во главе ее стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим Киевским князем с последующим избранием собором епископов.

В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели Землями, селами, городами.

Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало возможность вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Введение христианства способствовало ускорению развития фео-дального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием крещения эти же принципы были привнесены и в социально-экономичес-кое устройство Киевской Руси.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Заметный след оно оставило и в области просвещения и книгоиздательского дела. Письменность в Древней Руси развивалась на ос-нове кириллицы. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в. после признания христианства официальной религией на Руси.

В целях подчинения соседних славянских племен, упрочения международного положения, обеспечения выхода к морям, защиты торговых пу-тей и своих границ, а также захвата военной добычи киевские князья вели активную экспансионистскую внешнюю политику.

Русские дружины совершали военные походы. В 941-944 гг. Игорь совершил поход на Византию, в 964-972 гг. Святослав-на Волгу, Каспий и Византию. Только в походах к Волге и Каспию рать под предводитель-ством Святослава прошла свыше 3 тыс. км по суше и около 1,5 тыс. км по рекам. На рубеже IX-X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В конце IX и X вв. русские совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 году печенеги осадили Киев, но потерпели поражение, от которых так и не смогли оправиться, и другие кочевники (половцы) вытеснили их из черноморских степей. Вторая половина XI-XII вв. – время борьбы Руси с половецкой опасностью. В 1061 г. произошло первое столкновение с половцами. С середины XI до начала XIII вв. известно более 50 половецких вторжений. По инициативе Владимира Всеволодича Мономаха (1113-1125), в 1097 г. для объединения усилий в борьбе с половецкой опасностью и прекращения усобиц в г. Любече собрался съезд князей. Однако принцип, провозглашенный на нем: «Каждо да держит отчину свою», означал стремление княжеских родовых центров к политической самостоятельности и фактическое разделение Руси на удельные княжества.

Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу I Великому (1125-1132) еще некоторое время удалось удерживать под своей властью всю русскую землю, однако после его смерти Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка удельных княжеств-государств. В истории Руси наступил период феодальной раздробленности.

Наши рекомендации