Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Уровень образования: магистратура
Профильная направленность: Менеджмент в дошкольном образовании
Челябинск 2014
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
доцент кафедры ПиПД | Л.К.Пикулева | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | » | сентября | Протокол | № | |||||||
Заведующий кафедрой | Л.В. Трубайчук | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | Ю.В. Наймиллер, гл. специалист отдела по обеспечению дошкольного образования Управления образования г. Челябинска | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | Л.В. Трубайчук | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Декан факультета | И.Б. Едакова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра Педагогики и психологии детства
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«___» сентября 2014г.
Протокол № 1
Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Уровень образования: магистратура
Профильная направленность: Менеджмент в дошкольном образовании
Челябинск, 2014 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 10
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 12
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 20
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 20
9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 20
10. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 21
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1Рабочая программа дисциплины «Корпоративная культура образовательного учреждения» разработан в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44..04.01. Педагогическое образование.
Дисциплина включена в вариативную часть профессионального цикла дисциплин учебного плана основной образовательной программы в качестве дисциплины по выбору (Б1.В.ДВ.1.2.
Трудоемкость учебной дисциплины — 2 зачетные единицы Общий объем времени изучения курса составляет 108 часов, из них 8 часов отводится на учебные занятия и 60 часа — на самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается зачетом – 4 часа.
Изучение дисциплины осуществляется в 3 семестре.
1.2 Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Управление дошкольным образованием», «Психологические основы управления дошкольным образованием», «Социология и психология управления», «Менеджмент». «Технологический менеджмент»; «Компетентностный подход в дошкольном образовании».
1.3. Освоение дисциплины «Корпоративная культура образовательного учреждения» является необходимой основой для изучения дисциплин профессионального цикла: «Деловое общение руководителя»; «Инновационные процессы в образовании»; «Антикризисное управление»; и прохождения научно-педагогической и педагогической практики.
1.4 Основной целью дисциплины является содействие становлению личностно-профессиональной компетентности магистранта заключающейся в освоении общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, необходимых ему для практической работы по управлению корпоративной культурой дошкольного учреждения.
Задачи:
– освоение концепции корпоративной культуры;
– подготовка к проектированию и реализации технологий формирования корпоративной культуры;
– подготовка к проектированию и реализации технологий формирования культуры межличностных отношений;
– подготовка к проектированию и реализации технологий формирования культуры трудового поведения.
Итогом успешного освоения дисциплины является:
– сформированные представления о сущности понятий корпоративной культуры, теоретических и прикладных основах и проблемах управления корпоративной культурой;
– понимание сущности и значимости организационно-культурного подхода к управлению образовательной организацией;
– ознакомление с лучшими практиками в области корпоративной культуры;
– уменияиспользовать в практике технологии управления корпоративной культурой с учетом факторов внешней и внутренней среды;
– владение навыками преодоления сопротивления изменениям корпоративной культуры.
– возможность создавать условия для развития активного участия персонала, образовательного учреждения в совершенствовании процессов и работ, использовать методы мотивации и стимулирования.
1.5 Таблица 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | Владеть | ||
Готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) | З.1 сущность и значимость организационно-культурного подхода к управлению образовательной организацией | У.1 уменияиспользовать в практике технологий формирования культуры межличностных отношений | В.1 навыками преодоления сопротивления изменениям корпоративной культуры | |
Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15) | З.1 сущность понятий корпоративной культуры, теоретических и прикладных основах и проблемах управления корпоративной культурой | У.1 уменияиспользовать в практике технологии управления корпоративной культурой с учетом факторов внешней и внутренней среды | В.1 организационно-культурным подходом к управлению образовательной организацией |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Теоретические основы корпоративной культуры | - | |||||
1.1 | Корпоративная культура в современном менеджменте. | - | - | |||
1.2 | Сущность и структура корпоративной культуры. | - | - | |||
1.3 | Модели корпоративной культуры. | - | - | |||
1.4 | Факторы корпоративной культуры. | - | - | |||
1.5 | Корпоративная культура и деятельность организации. | - | - | - | ||
Теоретические и методические основы управления корпоративной культурой | - | |||||
2.1 | Управление корпоративной культурой | - | - | |||
2.2 | Диагностика и оценка корпоративной культуры. | - | - | |||
2.3 | Формирование корпоративной культуры ДОО | - | - | |||
2.4 | Проектирование управления корпоративной культурой в ДОО | - | - | |||
Итого | - |
Таблица 3
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1. Теоретические основы корпоративной культуры | |||||
Готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) З.1 сущность и значимость организационно-культурного подхода к управлению образовательной организацией; У.1 уменияиспользовать в практике технологий формирования. Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15) З.1 сущность понятий корпоративной культуры, теоретических и прикладных основах и проблемах управления корпоративной культурой. | |||||
Содержание раздела | |||||
План лекций | План лабораторных работ | План семинарских занятий | |||
1 Корпоративная культура в современном менеджменте. | Не предусмотрены | 1 Сущность и структура корпоративной культуры. 2 Факторы корпоративной культуры. 3 Корпоративная культура и деятельность организации. | |||
Самостоятельная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
1. Разработать таблицу «Соотношение понятий корпоративной и организационной культуры». 2 Составить структурно-логическую схему «Корпоративная культура и смежные понятия». 3 Выписать компоненты корпоративной культуры: культура управления, культура производства, культура внешних отношений, экологическая культура отношений с участниками образования) и представить их краткую характеристику в таблице. 4 Представить уровни корпоративной культуры по Э.Шейну: поверхностный, подповерхностный, глубинный в форместруктурно-логической схемы. 5 Самостоятельно изучить типологии организационной культуры: С. Ханди, К. Кэмерона и Р. Куина, Г. Ховстеде, Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди, Р. Акоффа, типология М. Бурке, У. Оучи. 6 Описать функции корпоративной культуры. . 7 Влияние корпоративной культуры на деятельность организации: на управление персоналом образовательной организации; на трудовой потенциал организации; на организационное поведение. | 1. Выписать элементы корпоративной культуры: ценности, представления нормы, правила, символы, язык, повествования, обычаи и представить их краткую характеристику в таблице. 2 Представить дифференциацию субкультур (иерархическая, структурная, технологическая, интеграционная и т.д.) и отношения между ними в таблице. 3 Сделать теоретический анализ литературы по теме. 4. Опишите имидж знакомого вам ДОУ. Оцените его достоинства и недостатки. 5 Составить конспект «История зарубежных и отечественных исследований корпоративной культуры». 6 Проведение мини-исследования факторов корпоративной культуры конкретного ДОУ 7 Составить характеристику руководителя как одного из источников организационной культуры 8 Охарактеризовать роль корпоративной культуры с точки зрения сотрудников, руководителей. | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | ||||
ОПК-3: З.1, У.1 | Тест, собеседование | ||||
ПК-15: З.1 | Тест, контрольная работа | ||||
Раздел 2. Теоретические и методические основы управления корпоративной культурой | |||||
Готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3) У.1 уменияиспользовать в практике технологий формирования. В.1 навыками преодоления сопротивления изменениям корпоративной культуры Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15) З.1 сущность понятий корпоративной культуры, теоретических и прикладных основах и проблемах управления корпоративной культурой; У.1 уменияиспользовать в практике технологии управления корпоративной культурой с учетом факторов внешней и внутренней среды В.1 организационно-культурным подходом к управлению образовательной организацией | |||||
Содержание раздела | |||||
План лекций | План лабораторных работ | План семинарских занятий | |||
1 Управление корпоративной культурой | Не предусмотрены | 1 Диагностика и оценка корпоративной культуры. 2 Формирование корпоративной культуры ДОО 3 Проектирование управления корпоративной культурой в ДОО | |||
Самостоятельная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
1 Составить реферат «Проблема управляемости корпоративной культурой в зависимости от источников ее формирования». 2 Составить конспект «Характеристики вариантов управленческих действий по формированию корпоративной культуры». 3 Подготовить сообщение для семинара «Методики диагностики корпоративной культуры». 3. Составить структурно-логическую схему «Этапы оценки корпоративной культуры. 4 Разработать таблицу «Стратегии управления корпоративной культурой», дать характеристику стратегий: формирование корпоративной культуры (принципы, этапы, методы, участники управленческого взаимодействия); поддержание корпоративной культуры; изменение корпоративной культуры. 5 Методика формирования имиджа педагога. | 1 Подготовить сообщение «Основные стратегии управления корпоративной культурой» 2 Подготовить мультимедийную презентацию «Методы диагностики корпоративной культуры» 3 Выписать как проявляется сопротивление сотрудников ДОУ изменениям и методы работы с сопротивлением. 4 Управление корпоративным и индивидуальным имиджем. 5 Разработка проекта управленческих действий в отношении корпоративной культуры в ДОУ. | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | ||||
ОПК-3: У.1, В.1 | Собеседование, тест | ||||
ПК-15: З.1, У.1, З.1. | Тест, контрольная работа | ||||
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица 4