Второй этап в доме жениха – пир

После приезда из церкви молодых встречали у дома жениха, желали им благополучия, обсыпали зерном, хмелем, монетами (символы плодородия и богатства). Невеста впервые входила в дом своего жениха как хозяйка, дарила подарки родителям жениха.

Начинался пир (застолье), на котором распоряжался дружко, сопровождая все действия присловиями и поговорками.

Центральным моментом пира являлось деление свадебного каравая. Свадебный каравай – это хлеб округлой формы из пшеничной муки. Вес каравая – от 12 до 20 кг, диаметр – около 1,5 м. Пекли каравай вскладчину (всем селом). Для того, чтобы выпечь его, разбирали часть печки, что считалось хорошей приметой («В молодой семье будет столько добра, что не вместить»). Смысл деления каравая: каждый участник свадебной игры получал кусок каравая, что символизировало объединение двух семей в одну, обретение каждым человеком места в новой семье и гарантию того, что никто в новой семье никогда не останется голодным («Для своего в голод и корку хлеба найдём»).

Во время пира пели величания молодым, их родственникам, сватам, дружке. Отдельное величание было адресовано неженатым парням.

ü Во время пира гадали: разбивали глиняные кружки и считали черепки с приговором: «Сколько черепков – столько девочек и парничков». Таким образом, пытались узнать, сколько детей будет в новой семье. Как правило, эти черепки собирались и бережно хранились.

На пиру молодые сидели в Красном углу избы, ничего не ели и не пили. В определённый момент застолья их отправляли спать, а пир продолжался.

Рано утром молодых будили, кормили свадебным караваем, поили медовым взваром. Далее следовали символические испытания молόдушки: её заставляли подметать в избе, ходить за водой (гости мешали молодой донести воду до дома, могли толкать, пытаться вылить из ведра воду. Если ей удавалось донести до порога хотя бы горсть воды, считалось, что она станет хорошей хозяйкой), танцевать в избе и на улице («поступь молодой – к большому урожаю»).

После испытаний молодой жены собирались молодые, ряженые в молодых (парень и девушка, которых нарочно нарядно одевали, чтобы они защищали молодых от сглаза и зависти), подружки и дружки, сваты. Все они шли в дом невесты, где их ждало угощение (обязательно подавались блины). Молодушка впервые входила в свой родной дом как гостья.

На этом свадебная игра считалась завершённой.

ü Молόдкой (молόдушкой, молодỳхой) называли женщину в течение первого года замужества.

Плачи

1. Происхождение жанра

Плач – это один из древнейших жанров русского фольклора, прямых аналогов которого не существует в других национальных традициях. Отмечают три истока плачей:

· Культ предков – вера древних славян в то, что умершие предки могут влиять на дела живых. Поэтому предков задабривали, называли ласковыми именами, носили им трапезу (еду).

· В Киевской Руси (IX-XI в.в.) существовала традиция мужских воинских плачей (дружина оплакивала погибших воинов, князей). Основой плачей было повествование о доблести погибших и о битве.

· В XIII-XIV в.в. традиция плачей перешла к женщинам. Основой плачей стало выражение сильных эмоций. Появились профессиональные исполнительницы плачей – плачéи, плакальщицы, вόпленицы.

2. Определение жанра

Плач – это музыкально-поэтическая импровизация, выражающая сильные эмоции. Часто плач исполнялся только один раз, так как был посвящён конкретному человеку.

3. События, сопровождаемые плачами:

· Смерть человека;

· Свадьба (плач невесты);

· Рекрутский набор (служба 25 лет);

· Сбор налогов (налоги – продукты);

· Получение тяжёлого известия (о войне);

· Радость.

4. Классификация плачей:

· Похоронные;

· Свадебные;

· Рекрутские.

5. Музыкально-поэтические особенности плачей:

· В тексте: картины из жизни умершего человека, выражение скорби об утрате человека, вопросы: «На кого ты нас покинул?», «Куда отправился?» и т.д.

· Напев: основан на 1-2-х мелодических попевках (текст важнее напева), сочетает в себе речитацию и распевность; лад неустойчивый, с «мерцающей» или «нейтральной» терцией («мерцающая» терция – это одновременно мажорная и минорная терция в напеве); в концах фраз – глиссандирование голоса вниз;

· Манера исполнения: вздохи, всхлипы, пение фальцетом (голошение).

Наши рекомендации