Составление рассказов с элементами драматизации.
Логопед выставляет на магнитно-маркерную доску предметные картинки с изображениями различных ягод.
Логопед. Назовите ягоды. Какие ягодки выросли в лесу, а какие в саду?
Логопед выставляет с левой стороны доски картинку с изображением леса, а с правой стороны — картинку с изображением сада. После этого предлагает детям каждой команды поочередно выходить к доске, выбирать садовую или лесную ягоду и составлять предложения по образцу: «Эта ягода называется черника. Черника растет в лесу, значит, она — лесная ягода». Если ребенок дает правильный ответ, он прикрепляет картинку на доску под изображением леса. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
Физкультминутка.
Речевой материал | Выполняемые движения |
Собирала я в лесу Ягоду малинку. Я домой не донесу Полную корзинку. | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Солнце греет горячо, Далека дорога. Не отведать ли еще Ягодок немного? Закатилось солнышко, Показалось донышко, А на донышке видна Только ягодка одна. (Н. Саксонская) | По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения. |
Логопед. Сейчас вы должны создать и показать небольшие «фильмы» о том, как вы собирали ягоды. Вам нужно составить рассказ и показать все действия по ходу рассказа. Для того, чтобы фильм получился интересным, создавать вы его будете по рисуночному плану.
Логопед рисует пункты плана маркером на доске.
Два-три человека из каждой команды составляет рассказ по плану, а остальные дети — показывают. Актеры надевают головные уборы, берут в руки корзиночки или железные кружечки и показывают по ходу составляемого рассказа, как они собирают ягоды.
Примерный рассказ:
«Это было летом. Маша, Дима, Надя и Сережа отправились в лес за ягодами. Маша и Надя взяли с собой железные кружечки, а Дима и Сережа — маленькие корзиночки. На лесной полянке Маша и Надя стали собирать спелую землянику, а Дима и Сережа — ароматную лесную малину. Ох и трудное это было занятие, но ребята с ним справились. Скоро они уже шагали по лесной тропинке к дому с полными кружками и корзинками ягод. Вот мамы и бабушки обрадуются!»
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия, благодарит детей за составленные рассказы и показанные «фильмы». Подсчитывает фишки детей, определяет команду победителей. Логопед и дети аплодируют им.
Занятие 7.Пересказ рассказа В. Г. Сутеева «Чей это гриб?»
Цель: Пересказ текста по опорным рисункам.
Задачи:
— систематизировать знания детей об осени в лесу;
— воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
— уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Грибы»;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
— стимулировать мыслительную и речевую активность;
— учить детей работать сообща, помогать друг другу;
— воспитывать бережное отношение, любовь к природе. Оборудование: текст рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» (см. С. 156), опорные рисунки (иллюстрации 67-70), символическое изображение сердца (иллюстрация 59), магнитно-маркерная доска, мяч.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед здоровается с детьми и просит их вспомнить, какое сейчас время года, какой месяц, день недели. После этого говорит детям о том, что сегодня все отправятся в воображаемый лес.
Логопед. Закройте глаза и представьте, что мы заходим в осенний лес. Что вы слышите? (Ответы детей.) Какие запахи можно почувствовать в осеннем лесу? (Ответы детей.) Запомните все, что вы видите в лесу. А теперь откройте глазки. Вот мы с вами и вернулись из воображаемого леса. Встаньте в круг. Давайте поиграем в игру.
Игра с мячом «Чего в лесу много?»
Логопед. Давайте будем передавать друг другу мячик и называть, чего в лесу много.
Логопед начинает игру, дети продолжают, составляя предложения по образцу: «В лесу я увидела много деревьев. А ты?» (Передает мяч соседу слева.) Ребенок принимает мяч и составляет свое предложение: «Я в лесу увидел много листьев. А ты?» Игра проводятся в достаточно быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Их ответы не должны повторяться.
II. Основная часть занятия