Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе вУИС
Специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе предназначен для профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, реализации ресоциализационной, психолого-педагогической, воспитательно-профилактической и правозащитной функций в отношении различных категорий осужденных. Ее цель – ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания. Органы и учреждения УИС обеспечивают необходимые условия для использования специалистов в полном соответствии с полученной ими квалификацией. Специалист в области социальной работы назначается на должность начальствующего состава и осуществляет профессиональную деятельность в социальной службе.
Социальный работник в УИС – многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности:
– социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
– ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания
– воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.
Тройственная ориентация профессиональной деятельности предусматривает соответствующую дифференциацию задач, решаемых специалистом. Так, основными задачами профессиональной деятельности социальных работников с осужденными к лишению свободы являются:
– социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания
– разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления осужденных
– организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных
– участие в организации воспитательного процесса и управлении им в основных видах деятельности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
– координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций, заинтересованных граждан и иных субъектов по исправлению и ресоциализации осужденных, их социальной адаптации после освобождения
– участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания и их социальном обеспечении
– применение в рамках полномочий социальных мер, стимулирующих позитивное поведение осужденных, личностную активность в разрешении трудных жизненных ситуаций
– анализ результатов социальной работы с осужденными, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
При проведении работ, связанных с ресоциолизацией и социальной адаптацией лиц, освобождаемых из учреждений, перед социальными работниками и органами, исполняющими уголовные наказания, стоят следующие задачи:
– организация и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения
– организация трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных
– разнообразная подготовка к освобождению, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом
– формирование социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах
– оказание помощи в решении жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из учреждений УИС
– содействие освобожденным в. восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовой реабилитации
– обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными, религиозными учреждениями и организациями по ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы.
Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются:
– участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
– организация и осуществление социально-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы
– воспитательно-профилактическая работа с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания
– профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений
– обеспечение взаимодействия УИС с другими государственными органами, общественными организациями, работодателями, семьями в социальной профилактике правонарушений.
Профессиональный профиль специалиста по социальной работе УИС должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениям о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.
Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные специальные специализированные.
Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста:
– профессиональной компетентности
– знаний специфики работы в различной социальной среде, различных субкультурах
– знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах
– развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами
– умений оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности
– умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента
– знаний основных психических функций и их физиологических механизмов, соотношения природных и социальных факторов в становлении психики, понимания значения воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека
– умений дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции
– научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов
– знаний типологии, основных источников возникновения и развития массовых социальных движений, форм социальных взаимодействий, факторов социального развития, типов и структур социальных организаций
– владения основами социологического анализа
– знаний основ общей и социальной педагогики, форм, средств и методов педагогической деятельности и владений ими
– владения навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач
– знаний форм и методов просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников
– знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе
– знаний порядка и организации опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения
– знаний организации медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, умения оказывать первую медицинскую помощь.
Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе, включает в себя:
– владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в УИС
– владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, а также использования полученных знаний в реальных социальных проектах
– владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инноваций в практике социальной работы
– знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой
– умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста
– научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска
– готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации
– знание и умение применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе
– умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации
– знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности
– владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований
– умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере
– знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности
– знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности
– умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.
В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:
– знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права
– знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках
– знать основные концепции причин преступности и роль социальной работы в борьбе с нею
– владеть методами осуществления социальной профилактики
– использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ
– знать процедурные особенности психодиагностики осужденных, их общностей и среды
– осуществлять социальную диагностику, выявлять потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, социальные проблемы, их причины и определять пути разрешения
– участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными
– участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение
– осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности
– своевременно ставить перед руководством ИУ и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью
– осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных
– организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания
– осуществлять с первых дней пребывания в ИУ подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков
– содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах
– оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения
– вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе
– уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными
– знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных
– владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных
– знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист по социальной работе в УИС является в значительной степени универсалом, но при этом его “универсализм” имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов-осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет, да и не может заменить специалистов других отделов и служб ИУ, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов “помогающей” осужденным деятельности и соответственно обусловливает систему профессиональной подготовленности.
Профессиональная компетентность, т.е. специальные знания, не может быть реализована без наличия профессионально важных качеств социального работника. В совокупности профессиональная компетентность и профессионально важные качества образуют уровень его профессионализма. Требования к личности социального работника отражаются в психограмме и профессиограмме.
Поиск
ТЕМА 3. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО медико-социальной РАБОТЕ
1. Паспорт специалиста по медико-социальной работе. Общие требования.
2. Специальные функции специалиста.
3. Модель подготовки специалиста.
Паспорт специалиста по медико-социальной работе. Общие требования
Учитывая многоаспектность деятельности специалистов в области медико-социальной работы и относительную новизну в постановке данной проблемы, а также многообразие контингентов и типов учреждений различной ведомственной принадлежности, в которых используется труд социальных работников, возникла необходимость в первую очередь разработать модель такого специалиста.
Основу модели специалиста составляют два компонента паспорт специалиста и модель его подготовки. Разработка паспорта специалиста предполагает: вопервых, уяснение личностных качеств специалиста, определение его знаний и умения, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки независимо от типа социального работника вовторых, определение круга его должностных обязанностей, вычленение специальных функций медико-социальной работы.
При определении качеств личности социального работника с высшим образованием необходимо учитывать показатели, которые характеризуют уровень интеллектуального, общекультурного и нравственного потенциала личности.
Профессиограмма социального работника требует высоких стандартов поведения и профессионализма, особенно в плане самоконтроля, стрессоустойчивости, коммуникабельности.
Таким образом, в своей повседневной практике социальный работник базируется на: 1) официальных, легитимных полномочиях 2) конкретном должностном и социальном статусе 3) профессиональной и личной репутации 4) знаниях, умениях, навыках, опыте 5) личной привлекательности, обаянии, технике общения, наличии харизматических данных и т.п.
Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».
Изучение основ здоровья это в большей степени медикобиологический аспект. И все же необходимо помнить, что, хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без широкого спектра социальных факторов. Напомним, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни.
Деятельность социальных работников характеризуется по меньшей мере тремя подходами к вмешательству в проблему.
Воспитательный подход позволяет социальному работнику выступать в роли учителя, консультанта, эксперта: давать советы, обучать навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливать обратную связь, применять ролевые игры как метод обучения.
Фасилитативный подход выполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемной дезорганизации личности. Он нацелен на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, мобилизацию внутренних ресурсов.
Адвокативный подход применяется в тех случаях, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов. Используя такой подход, социальный работник оказывает помощь в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений и т.п. Специальные функции специалиста
Вторая важнейшая составляющая паспорта специалиста определение его должностных обязанностей, специальных функций, которые он выполняет на уровне профессионального дипломированного работника.
Проведенный анализ данных научной литературы позволил систематизировать обширный перечень функций специалистов, которые в разной мере и разном объеме участвуют в оказании медико-социальной помощи различным группам населения, и составить в соответствии с предложенной нами концепцией обобщенный перечень специальных функций, объединив их в три группы: медикоориентированные, социальноориентированные и интегрированные.
Медикоориентированные функции:
1. организация медицинской помощи и ухода за больными
2. оказание медико-социальной помощи семье
3. медикосоциальный патронаж различных групп
4. оказание медико-социальной помощи хроническим больным
5. организация паллиативной помощи умирающим
6. предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности
7. санитарногигиеническое просвещение
8. информирование клиента о его правах на медикосоциальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем нуждающегося.
Социальноориентированные функции:
1. обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи
2. представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи
3. содействие в предупреждении общественно опасных действий
4. оформление опеки и попечительства
5. участие в проведении социальногигиенического мониторинга
6. участие в создании реабилитационной социальнобытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения
7. обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья
8. информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты
9. содействие клиента в решении социальнобытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат
10. семейное консультирование и семейная психокоррекция
11. психотерапия, психическая саморегуляция
12. коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков. Интегративные функции:
13. комплексная оценка социального статуса клиента
14. содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях
15. формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни
16. планирование семьи
17. проведение медико-социальной экспертизы
18. осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов
19. проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, хирургии и других областях клинической медицины
20. содействие предупреждению распространения ВИЧинфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей
21. социальноправовое консультирование
22. организация терапевтических сообществ само и взаимопомощи реабилитационного, психологопедагогического, социальноправового характера
23. участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях
24. обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.
Предложенная функциональная характеристика специалиста по медико-социальной работе дает возможность пользоваться ею при разработке нормативных документов по социальной работе в различных областях здравоохранения и социальной защиты населения. Модель подготовки специалиста
Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для медико-социальной работы сложная задача. Особенностью ее организационнометодических аспектов является отсутствие достаточного опыта подготовки отечественных социальных работников.
Основные положения системы подготовки кадров в рамках предлагаемой концепции медико-социальной работы представляются следующим образом.
Первый уровень – подготовка персонала младшего звена. Может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных дисциплин (факультативных) и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медикосоциальное образование.
Второй уровень подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях типа колледжа или техникума. Это среднее медикосоциальное образование.
Третий уровень подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляется подготовка специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетнего вузовского образования. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или других вузов. В настоящее время нормативноправовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальным учебным программам.
Четвертый уровень последипломная подготовка. Этот уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей.
В условиях современного кризиса в России трудного прогнозировать потребность в специалистах на длительную перспективу. Более реальным является составление среднесрочного и краткосрочного прогноза на 23 года в сочетании с перспективной долгосрочной прогнозной оценкой.
Проблема научного обоснования потребности в специалистах медикосоциального профиля связана прежде всего с динамикой здоровья населения, демографическими показателями и проблемами потребности в медицинских кадрах и общегосударственной кадровой политикой в целом. В формировании потребности в специалистах по медико-социальной работе необходимо учитывать состояние законодательства, регламентирующего условия выхода на пенсию по возрасту продолжительность рабочего времени и систему регулирования оплаты труда вопросы занятости населения в различных отраслях экономики состояние здоровья населения, уровень социальной напряженности в обществе, потребности различных категорий населения в медико-социальной поддержке источники насыщения отрасли здравоохранения специалистами гуманитарного профиля, уровень насыщаемости специалистами увязку территориальных и отраслевых принципов планирования подготовки специалистов по социальной работе (медицинские и педагогические вузы, университеты, юридические вузы, кадровые центры и институты народного хозяйства и т.д. которые имеют различную ведомственную подчиненность) и др.
Этапы проведения научных исследований для осуществления таких расчетов, как правило, должны включать:
1. Медикосоциальную характеристику обслуживаемого контингента (семьи, инвалиды, пожилые и т.д.).
2. Медикосоциальную оценку сложных жизненных ситуаций и проблем.
3. Анализ факторов, предопределяющих остроту и сложность проявления имеющейся стрессовой ситуации.
4. Выявление и осмысление основных факторов, препятствующих успешной деятельности специалистов по социальной работе.
5. Обоснование форм, методов, масштабов и тактики социальной работы: определение численности нуждающегося контингента, форм предупреждения и решения проблем.
6. Определение объема необходимых ресурсов для проведения медико-социальной работы как среди населения, так и в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования и др.
Предлагаемые подходы ориентируют на создание точных методик расчетов п
Принципи соціальної реабілітації:
Основними принципами соціальної реабілітації є:
- здійснення реабілітаційних заходів на початку виникнення проблеми;
- неперервність та постійність їх проведення;
- комплексний характер реабілітаційних програм;
- індивідуальний підхід до возначення об'єму, характеру та змісту реабілітаційних заходів; [1, Ст. 39]
Види реабілітації:
Соціальна реабілтація є явищем комплексним, існує психологічна, медична, та педагогічна:
Психологічна реабілітація спрямована на подолання у свідомості дитини уявлення про безвихідь її становища, відновлення запасних сил організму, формування впевненості та мотивації щодо подолання почуття тривоги, страху чи провини, психологічних комплексів, невпевненості у своїх силах, зміцнення активної, діяльної особистісної позиції дитини;
Педагогічна реабілітація передбачає навчання, виховання та всебічний розвиток, у першу чергу, дітей з фумовими обмеженнями, створення умов для розвитку їх потенційнижливостей. Його складниками є різні форми підготовки особистості до життя у суспільстві та сім'ї, окремі напрями її професійної орієнтації та навчання певних видів трудової діяльності;
Професійна реабілітація - система заходів, спрямованих на відновлення людиною втрачених професійно важливих якостей, наобхідних для повернення до трудової діяльності у тій сфері, які найбільш придатна для людини відповідно до її індивідуальних можливостей. У процесі професійної реабілітації, як правило, відбувається розвиток професійно важливих якостей та умінь для дещо іншої сфери діяльності, відмінної від тієї, у якій раніше працювала людина.
Соціальна реабілітація - комплекс заходів, спрямованих на відновлення порушених чи втрачених індивідом суспільних зв'язків та відносин внаслідок стану здоров'я зі стійкими розладами функцій організму (інвалідність); зміни соціального статусу (люди похилого віку, безробітні, біженці). Метою соціальної реабілітації є повернення особистості до суспільно корисної діяльності, формування позитивного ставлення до життя, праці, навчання. [1, Ст 39]
Меди́чна реабіліта́ція — галузь медичної науки, яка вивчає механізм дії фізичних лікувальних чинників, обґрунтовує та створює технології відновлювального лікування, оцінює ефективність медичної реабілітації дорослих та дітей з різноманітною патологією. [2]
Поняття реабілітація та соціальна реабілітація, її види об'єкти реабілітації;
Реабілітація - процес, що має на меті допомогти особистості досягти оптимального фізичного, інтелектуального, психічнного і / або соціального рівня діяльності та підтримувати його.
Соціальна реабілітація - комплекс заходів, спрямованих на відновлення порушених чи втрачених індивідом суспільних зв'язків та відносин внаслідок стану здоров'я зі стійкими розладами функцій організму (інвалідність); зміни соціального статусу (люди похилого віку, безробітні, біженці). Метою соціальної реабілітації є повернення особистості до суспільно корисної діяльності, формування позитивного ставлення до життя, праці, навчання. [1, Ст 39]
Об'єктами соціальної реабілітації є сім'ї, що опинилися у складних життєвих обставинах; діти-інваліди та їх батьки; діти, позбавлені батьківського піклування; жінки та діти, що зазнали різних форм насиллтні, особи похилого віку.