Идеалы студентов как одна из ступеней к успешности
Трансформация общества влияет на модели поведения личности, которые направлены на достижение успеха. Ориентиром в выборе того или иного действия служат идеалы: под их влиянием индивид определяет ход истории своей жизни, которая в свою очередь может повлиять на историю человечества. Именно идеалы формируют установки, ценностные ориентации, жизненные стратегии и планы. Однако, следуя идеалам человек способен потерять свою индивидуальность. Процесс саморазвития прекращается, поскольку индивид становится тенью образа чужой успешности.
Существует множество классификаций идеала, характеризующие процесс достижения успеха. Так, например, А.Ф. Лазурский сопоставляет идеалы с абсолютными ценностями, которые трактуются не как абстрактные понятия, а как живые образы, которые иллюстрируют возможность воплотить в жизни и в людях, то, что считается наиболее значимым и желательным. Именно за счет своей наглядности, ясности и образности идеалы способны возбудить в человеке поток эмоций и стать источником вдохновений. В работе «Классификация личностей» А.Ф. Лазурский человеческие личности разделяет в соответствии с их психическим уровнем на три типа: высший, средний и низший [4, С. 13]. К идеалу он относит представителей высшего уровня: «… необычная интенсивность и полнота душевной жизни, близкое соответствие между эндо- и экзопсихикой, наконец, душевная гармония, взаимная согласованность отдельных способностей и стремлений, объединенных вокруг одного центрального ядра личности, - все эти признаки характеризуют собой, как мы уже видели, людей выдающихся и заставляют все остальное человечество смотреть на них как на идеал, как на образцы, достойные удивления и подражания» [3, С. 157]. Все те блага, которые создают представители высшего уровня, ценятся не только ими самими, но и человечеством в целом.
Уникальную классификацию идеалов предлагает В.П. Бранский, разделяя их на два вида: духовные и утилитарные. К духовным идеалам ученый, прежде всего, относит эстетический, этический и мировоззренческий идеалы, а к утилитарным видам - экономический и политический идеалы. С точки зрения В.П. Бранского, все выделенные им идеалы образуют стройную самосогласованную систему, то есть социальный идеал. В основе его классификации идеалов лежат типы человеческой деятельности [1, С. 114].
Для современных студентов идеалами выступают, прежде всего, их родители, данный ответ выбрали 45% респондентов. Близкое свое окружение, а именно, друзей в качестве примера для подражания отметили 14% опрошенных студентов. Духовный наставник является примером для 9% студентов, так же 9% подражают литературному герою, по 8% опрошенные респонденты выбрали артистов и спортсменов.
Для большинства из опрошенных студентов выбор родителей в качестве идеала можно объяснить тем, что именно они являются наглядным примером в избрании тактики для достижения каких-либо целей. Это некое учебное пособие, изучая которое личность определяет для себя стратегию действий. А также это опыт, ведь глядя на уже достигнутые цели и задачи, индивид посредством общения с родителями, анализирует их жизненный путь. Он становится более эрудированным в различных проявлениях жизненных ситуаций, так, например, столкнувшись с проблемами, человек ориентируется на конечный результат своих родителей и предпринимает проверенные действия, либо избирает свой путь с учетом ошибок своего идеала.
Важная роль при подражании родителям отводится степени их влияния на выбор тактик и планирования жизни личности. Когда индивид ощущает на себе давление, реализовать себя в полной мере он не сможет, и достигнуть успешности ему трудно, являясь марионеткой чужих нереализованных идей.
Следующей категорией в качестве идеала студенты определяют своих друзей. Принцип данного выбора сопоставим с выбором родителей, как примера для подражания. Это, прежде всего, наблюдение за действиями, ведь друзья, так же как и родители являются предметом в изучении жизненных стратегий. Именно они могут служить катализаторами как в постановки цели, так и в их реализации. Также здесь присутствует дух соперничества, видя результат друга в какой-либо сфере, хочется не быть среди отстающих и человек предпринимает действия для воплощения значимых целей.
Духовными идеалами у студентов являются литературные герои и духовный наставник. Идеал соприкасается с нравственными характеристиками, так, например духовный наставник является ориентиром объективности индивида. Он разъясняет человеку жизненный пути, но окончательный выбор остается за индивидом. Для кого-то достигнуть успеха, «пройдясь по головам» является нормой, другие начнут искать иные тропинки, быть может, более тернистые и долгие, но при этом останутся честными и нравственными.
Литературные герои – это прообразы жизни, которые также способствуют объективизации личности. Человек способен объективно оценить поступки героев, которые в будущем могут повлиять на его собственный выбор. Героев художественных произведений каждый индивид воспринимает на свой лад, идеализируя их личности, и в реальности начинают искать подобных людей, которые соответствовали бы идеалу. При этом перестают видеть в человеке его индивидуальность.
Известные люди, такие как спортсмены, артисты, бизнесмены, политики и другие так же выступают в качестве идеалов. Студентов привлекает их власть, возможности, творчество. Истории жизни известных людей интересует индивидов как примеры успешности, благоприятного исхода поставленных перед собой целей. Наблюдая за жизнью популярных людей, не всегда индивид видит всю сложность и специфику их деятельности. Им кажется, что в жизни все легко и просто, если обладаешь связями. Когда приходит понимание ложного осознания жизни, наступает разочарование и неудовлетворенность своей жизнью. У других идеал становится кумиром, человек растворяется в его жизни, например, сопровождая все гастрольные туры артиста.
Таким образом, идеал занимает ключевое место в жизни личности. Они определяют содержание добра и зла, истинного и ложного, должного и желаемого, а так же правильного и неправильного.
С позиции В.И. Давидовича: «идеал … цель, та точка в будущем, к которой устремлено внимание субъекта деятельности» [2, С. 33]. Идеал – это вектор, который направляет человека в течение всей жизни. И необходимо четко разделять границы своего идеала, не слепо отождествлять все, что признает индивид в своем идеале, а лишь пропускать через себя и создавать свои уникальные продукты деятельности. Ведь копируя чужую модель невозможно реализовать свой успех. И он останется лишь мечтой, которая будет вечным напоминанием о неудачной жизни. Необходимо ориентироваться лишь нате идеальные характеристики, которые отсутствуют у личности, либо формировать их путем самовоспитания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. М., 2006.
2. Давидович, В.Е. Теория идеала [Текст] / В.Е. Давидович. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского унив-та, 2009.
3. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 2007.
4. Фролова, С.Л. Классификация идеалов в педагогике [Текст] / С.Л. Фролова. – М.: Ярославский педагогический вестник, 2010.