Б) профессиональные компетенции (ОПК)
Цели освоения дисциплины
Получение фундаментальных знаний в области современной теории массовой коммуникации. Освоение основных теоретических концепций и подходов к исследованию процессов социальной коммуникации, накопленных в мировой науке. Расширение представлений о природе журналистики как социального института, рода общественной практики и типа творческой деятельности.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Данная дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла подготовки магистра. Она закладывает теоретический и методологический базис, необходимый для эффективного освоения последующих дисциплин профессионального цикла, для качественной подготовки курсовых работ и проектов, выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также для дальнейшей профессиональной деятельности. Для изучения дисциплины необходимы знания основ теории журналистики, системы СМИ, принципов творческой деятельности журналиста, социологии, политологии и культурологии, формируемые у студентов-бакалавров на I–IV курсах обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
А) общекультурные компетенции
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий (ОК-4).
б) профессиональные компетенции (ОПК)
- готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3);
- готовность осуществлять профессиональную деятельность, базируясь на знании современных медиасистем, их структуры, знания специфики российской и зарубежных национальных моделей СМИ (ОПК-4);
- готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способностью учитывать их специфику в профессиональной деятельности (ОПК-5);
- готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы (ОПК-6);
- готовность к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способностью выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области (ОПК-8).
в) профессиональные компетенции (ПК),соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры:
журналистская авторская деятельность:
- готовность создавать журналистские авторские материалы, основываясь на углубленном понимании их специфики, функций, содержания, оптимальных моделей, знании технологии их создания и существующих профессиональных стандартов (ПК-1);
- готовность выполнять на высоком профессиональном уровне различные виды работы, связанные с подготовкой медиатекстов (анализ, оценка текста, редактирование) (ПК-2);
научно-исследовательская и учебно-педагогическая деятельность:
- способностью выявлять актуальные для науки и практики проблемы медиаисследований, эффективно использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт (ПК-6);
- готовностью к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в медиасфере, способностью выполнять медиаисследования (обоснование актуальности исследования, разработка методологии, программы, методики, анализ результатов и их презентация) (ПК-7);
- готовностью выполнять учебно-педагогическую работу, базируясь на знании основ педагогики, современных методов и практики преподавания журналистских дисциплин (ПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные концепции теории коммуникации в зарубежной и отечественной исследовательских традициях; понимать структуру взаимодействия СМИ и аудитории, характер коммуникационных связей в обществе как информационно-знаковых, природу журналистики как социального института, системы средств массовой коммуникации, рода общественной практики и типа творческой деятельности; понимать природу современного информационного общества.
Уметь: использовать теоретические знания в анализе текущих коммуникационных процессов в обществе и журналистике, а также в совершенствовании профессионального мастерства; базироваться на полученных общетеоретических знаниях концептуального характера в профессиональной деятельности.
Владеть: основными методологиями исследования коммуникативных процессов обществе и журналистике; навыками профессиональной рефлексии; основными методами и приемами исследовательской и практической работы.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Коммуникация и массовая коммуникация: понятие и теоретические аспекты изучения
Понятие коммуникации, его этимология и эволюция значения. Сущность и специфика массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Объект и предмет теории коммуникации. Разделы исследований массовой коммуникации.
Тема 2. Теория массовой коммуникации: становление и эволюция
Социально-исторические и социокультурные обстоятельства возникновения теории массовой коммуникации. Отравные точки и логика эволюции теоретических представлений о массовой коммуникации. Три фазы развития коммуникативистики. Теории неограниченного влияния. Критика идей всемогущества массовых коммуникаций и противоположности массового и культурного (элитарного) сознания. Теории ограниченного влияния. Система факторов и явлений, опосредующих воздействие средств массовой коммуникации. Теории активной аудитории. Современные теоретические подходы к массовым коммуникациям.
Тема 3. Теория массовой коммуникации Г. Лассуэла: структура и социальные функции коммуникационного процесса
Гарольд Дуайт Лассуэл как основоположник теории массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации в работах ученого. Структурный и функциональный анализ политической коммуникации и пропаганды. Линейная модель массовой коммуникации.
Тема 4. Концепция массовой культуры и массовой коммуникации в «Диалектике просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно
Критика разума Нового времени в концепции Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно. Технологическая рациональность как тип мышления современного общества. Индустриализация духовной сферы. Масс-медиа как средство производства безличного, стандартизованного массового сознания. Неомарксистская трактовка всемогущества индустриально продуцируемой массовой культуры, ее тотального господства над сознанием масс.