Материалы для обследования навыков чтения учащихся
ПЕРВЫЙ КЛАСС (второе полугодие)
ЁЖИК
Пошёл темной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквину и наколол её на серую иголочку. Увидел жёлтые листья и тоже наколол.
Заметил, наконец, в голубой луже голубую звездочку. Тоже хотел наколоть – да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красивое солнышко.
Вот ёж смеялся. Очень.
Г. Цыферов
- Что наколол ёжик на свои иголки?
- Что особенно тебе понравилось в этом рассказе?
ВТОРОЙ КЛАСС
ТРИ МЕДВЕДЯ
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит – в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
Л. Толстой
1. Расскажи, какими были три медведя?
2. «Дверь была отворена» - как можно сказать иначе?
ТРЕТИЙ КЛАСС
БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА
Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь подстрелю; на берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.
Я пришёл и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.
Что, думаю, за зверь такой завёлся?
Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка!
В. Житков
1. Как можно озаглавить этот отрывок?
2. Почему ты так думаешь?
3. Каких кошек называют беспризорными?
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
СИЛА СЛОВА
Однажды шёл путник по дороге и наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:
-Эй ты, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь! Но камень ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а камень хоть бы пошевелился. В это время к камню подъехал всадник. Путник ему говорит:
- Видал? А ещё говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень – ни туда, ни сюда. Лежит, и пройти не даёт!
Всадник слез с коня, обвязал камень верёвкой, и конь стащил камень с дороги.
- Вот это другое дело, - сказал путник.
- Э-э, нет, - ответил всадник. – Слово все-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.
В. Беспалов
1. Перескажи текст.
2. Как ты понимаешь название рассказа «Сила слова»?
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕМПА (СКОРОСТИ) ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1 класс – 26-30 слов в минуту
2 класс – 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия)
- 40-60 слов в минуту (в конце второго полугодия)
3 класс – 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия)
- 66-76 слов в минуту (в конце второго полугодия)
4 класс – 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия)
- 86-96 слов в минуту (в конце второго полугодия)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ
НАРУШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
I. Нарушение скорости чтения.
II. Нарушение способа чтения.
III. Нарушение правильности чтения:
1) незнание изученных букв;
2) смешения и замены букв на основе их:
- акустического сходства;
- артикуляционного сходства;
- оптического сходства.
3) искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов);
4) аграмматизмы.
IV. Нарушение выразительности чтения.
НАРУШЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ
- Непонимание отдельных слов и фраз в контексте.
- Невозможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту.
- Затруднения установления причинно-следственных связей в тексте.
- Трудности составления пересказа.
2.4 Материалы для обследования навыков письма(диктант, списывание)
ПЕРВЫЙ КЛАСС
(конец второго полугодия)
Ключ
Алёша и Коля шли в школу. Было жарко. А вот и ключ. Он чист. Алёша пил воду.
ВТОРОЙ КЛАСС
Летом
(первое полугодие)
Летом поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под ёлкой шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.
Ёжик
(второе полугодие)
Наступило лето. Дети пошли в лес. Там журчит ручей. Дети искали шишки. Они зашли в чащу. Под кустом дети нашли ёжика. Ёжика они взяли с собой. Дома дети дали ему молока. Ёж долго жил у детей. Ему было хорошо.
ТРЕТИЙ КЛАСС
Избушка лесника
(первое полугодие)
В лесу жил лесник. Он сторожил лес от пожара. У лесника была внучка Саша. Она летом жила у дедушки в лесу. Саше было хорошо с дедушкой. Кругом стояла звенящая тишина. Рядом с избушкой тихо журчал ручей, и звонко пели птицы. В траве трещали зеленые кузнечики.
Лиса
(второе полугодие)
Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева. Птицы поедали семена ёлки, ольхи. Недалеко от рощи кормились сороки. Однажды лиса шла с охоты. Она почуяла запах птиц. Лиса быстро поползла к добыче. Затрещали сороки на макушке ольхи. Тетерева сорвались с кормежки.
(По Н. Никольскому)
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Весна
На горке появились первые беленькие цветочки. Кусты и деревья еще голые, но на ветвях орешника уже видны пушинки. За орешником расцветает ива, ольха, осина. На высоких березах черные грачи вьют гнезда. А там белоносый грач ходит по огороду. Он ищет в грядках червяков. В деревне с раннего утра шумно и весело. В поле уже зеленеет озимая рожь. Весна в разгаре.
Светлячок
Мы разглядели в высокой траве и поймали маленького червячка. Конец его мягкого брюшка светился зеленоватым холодным огоньком, очень похожим на маленький фонарик.
В теплые летние ночи вдоль тропинки появлялось очень много светлячков. Вечерами мы выходили слушать соловья. И нам казалось, что вся тропинка, как в праздник украшена зелеными огоньками-фонариками.
(И. Соколов-Микитов)
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Помимо диктантов и списывания желательно изучить самостоятельное письмо детей.
Для самостоятельного письма могут быть использованы различные серии картинок или какая-либо сюжетная картина, предусмотренная программой для данного возраста.
Ученикам первого класса в конце учебного года лучше всего предложить под каждой картинкой (из серии сюжетных картин) написать по одному предложению. Для обследования письменной речи учащихся 2-3-х классов можно использовать такие виды письменных работ как изложение и сочинение. Сочинение можно написать о наиболее запомнившемся детям дне, событии или празднике.
Ошибки письма и письменной речи сравниваются и сопоставляются количественно.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОШИБОК ПИСЬМА
Для проведения подробного анализа ошибок письма, все ошибки, обнаруженные при выполнении различных видов письменных работ, удобнее всего разделить на следующие группы.
1 ГРУППА. Ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (замены и смешения глухих и звонких согласных б-п, д-т, з-с, ж-ш, г-к, в-ф; твердых и мягких т-т`, м-м `, б-б`, и т.д.; свистящих и шипящих с-ш, з-ж, с`-щ; соноров р-л, й-л`; аффрикат ч-щ, ч-ц, ч-т`, ц-с; заднеязычных к-г-х`. Замены и смешения лабиализованных гласных о-у, й-ю.
2 ГРУППА. Ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа и синтеза:
а) ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста (пропуск точки, отсутствие заглавной буквы, отсутствие точки и заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки);
б) ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (слитное или раздельное написание слов, пропуск слов);
в) ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа и синтеза слов (пропуск, добавление, перестановка букв и слогов в словах).
3 ГРУППА. Ошибки, связанные с заменой или смешением графически сходных букв.
а) оптические;
б) кинетические;
в) зеркальные.
4 ГРУППА. Орфографические ошибки.
2.5 Рекомендации к составлению индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком
1 этап. Проведите логопедическое обследование и наблюдение за ребенком, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные, запишите их в виде заключения.
2 этап. Определите приоритетные задачи индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
3 этап. Определите зону актуального и ближайшего развития ребенка.
4 этап. Определите, какие задачи будут реализованы логопедом, воспитателем, родителями.
5 этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия «Ступеньки», которыми ребенок будет овладевать постепенно.
6 этап. После того как ребенок овладел одним из умений, внесите в программу коррективы.
Индивидуальный план составляется сроком на 1 месяц. Далее его содержание дополняется или корректируется. Индивидуальный план должен быть записан в истории развития ребенка.
Рекомендации к составлению индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком
1 этап. Проведите логопедическое обследование и наблюдение за ребенком, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные, запишите их в виде заключения.
2 этап. Определите приоритетные задачи индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
3 этап. Определите зону актуального и ближайшего развития ребенка.
4 этап. Определите, какие задачи будут реализованы логопедом, воспитателем, родителями.
5 этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия «Ступеньки», которыми ребенок будет овладевать постепенно.
6 этап. После того как ребенок овладел одним из умений, внесите в программу коррективы.
Индивидуальный план составляется сроком на 1 месяц. Далее его содержание дополняется или корректируется. Индивидуальный план должен быть записан в истории развития ребенка.