Разработка и реализация кейс-метода
Кейс – это не просто правдивое описание событий, а информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Метод провоцирует дискуссию, моделирует реальную проблему. Кейсы разрабатываются самостоятельно, темы выбираются, исходя из существующей практики профессиональной деятельности.
Требования к кейсам. Кейсы должны:
– соответствовать чётко поставленной цели;
– иметь соответствующий уровень трудности;
– иллюстрировать аспекты реальной жизни;
– не устаревать слишком быстро;
– иметь национальную окраску;
– иллюстрировать типичные ситуации;
– развивать аналитическое мышление;
– провоцировать дискуссию.
Обучение на основе кейс – метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждение во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах, выработка навыков принятия решений.
При обучении кейс-методом формируются:
Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.
Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.
Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на пять основных групп учебных целей: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.
Правила создания кейса
1. Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.
2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.
3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.
4. Определение цели обучения кейс – методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс.
К задачам формирования навыков можно отнести:
– принятие нужного решения в кейсе.
– способность мыслить логически, ясно и последовательно.
– умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.
– уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
– демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.
– умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность.
– способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.
Выбор кейса. Критерии качества готового кейса:
– должен быть с хорошей фабулой;
– фокусируется на теме, вызывающий интерес;
– отвечает современной ситуации (кейс воспринимается скорее как новость, чем как историческое событие) ;
– реалистичен, вызывает сопереживание к его главным действующим лицам;
– содержит проблемы, понятные пользователю;
– требует высокой оценки уже принятых решений;
– прививает навыки менеджмента.
Методика работы с кейсом.
Метод модерации. Применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:
– экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;
– аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;
Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора. Модерационный процесс строится через:
– обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
– выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;
– обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;
– работу над проблемой (дискуссия);
– выработку решений проблемы;
– дискуссию для принятия окончательного решения;
– подготовки доклада;
– аргументированный краткий доклад.
Техническая работа модератора
1. Предложение идеи;
– фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;
– регулирует поток идей.
2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям;
– фиксирует высказывания, мнения об идеях;
– регулирует поток высказываний;
– группирует высказывания.
Таким образом, технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.
Модератор представляет проблему. Проблема анализируется с использованием либо мозгового штурма, либо морфологического анализа.
Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, проанализировать, каким образом решались там похожие проблемы.
Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.
В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы группы, продумать технику принятия решения. При этом каждый участник должен быть ознакомлен модератором с определёнными правилами работы в группе:
– активно участвовать в высказывании идеи и обсуждать её;
– терпимо относится к мнениям других участников обсуждения, давать возможность каждому высказаться до конца;
– не повторяться;
– не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли вашу точку зрения;
– помнить, что каждый участник имеет равные права;
– не навязывать своего мнения другим;
– чётко формулировать своё окончательное мнение (устно или письменно)
Представление результатов работы по темам. Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы).