Этапы обучения на основе кейс-метода

этапы участники кейса
преподаватель студент
начало кейса
1 этап Преподаватель формирует кейс, определяет материалы, необходимые для подготовки студента, разрабатывает сценарий занятия студент получает кейс и рекомендации по его выполнению, осуществляет самостоятельную подготовку
  2 этап Преподаватель организует предварительное обсуждение кейса студент задает вопросы, углубляющие понимание кейса и задачи
преподаватель делит группу на подгруппы, назначает «формальных» лидеров – модераторов студент вырабатывает варианты решений, анализирует опыт в решении заданной проблемы
преподаватель координирует обсуждение кейса, обеспечивает студента дополнительными сведениями студент принимает участие в разработке и принятии решений, накапливает и обобщает опыт
3 этап преподаватель оценивает работу студентов по принятым решениям и возникшим в ходе дискуссии вопросам студент составляет отчет о выполненном кейсе с указанием своего вклада в решение конкретных задач
конец кейса
планирование и корректировка следующего кейса

Функция преподавателя состоит в подборе соответствующего педагогического материала, а студенты должны разрешить поставленную задачу и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно подчеркнуть, что кейс-метод не предполагает обязательного единственно верного варианта решения, возможны различные подходы к решению проблем.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы. Преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

В педагогической науке разработаны определенные требования к содержанию кейса. Остановимся на них подробнее. В кейсе рассматривается конкретная ситуация. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение времени. Причем ситуация может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо частную задачу.

Как правило, информация не представляет полное описание процесса или события, а скорее носит ориентирующий характер. Поэтому для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности, собственными примерами из жизненного опыта. Таким образом, магистрант не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.

Одна из основных задач кейсового метода – максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы они состояли из 3-5 человек. Каждая группа выбирает руководителя (модератора). Модератор несет ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор или любой другой участник группы делает доклад о результатах работы своей подгруппы.

Непосредственную работу с кейсом можно организовать следующим образом:

Рекомендуемая последовательность работы над кейсом:

1. записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;

2. выписать вопросы для данной темы;

3. по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);

4. сформулировать результирующее мнение, которое будет являться решением поставленной цели.

Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы). Выступление модератора должно быть в пределах 5-10-15 минут (в зависимости от количества групп), предварительно на доске записываются основные результаты работы. Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора. Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.

Для успешной реализации магистерских программ использования отдельных кейсов недостаточно, поэтому мы предлагаем примерную структуру пакета кейсов. Причем один кейс может быть реализован в рамках одного или нескольких учебных элементов.

На наш взгляд, в структуру пакета кейсов должны входить:

1. Вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления; границы рассматриваемого предмета);

2. Предоставление информации (знаний по какой-либо теме, проблеме (в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным);

3. Стратегический кейс (развитие умения анализировать ситуацию, особенности учебно-профессиональной задачи);

4. Исследовательский кейс (аналог группового или индивидуального проекта; в таком кейсе анализируется определенная ситуация, проблема, результаты анализа представляются в форме изложения);

5. Кейс с целью развития определенных навыков (закрепляет, тренирует использование изученных инструментов и навыков на примере реальных деловых ситуаций; в зависимости от характера навыков - коммуникативные, аналитические и т.п. - может быть более или менее детализированным, объемным).

Цели применения кейса, характер его содержания определяют использование той или иной формы и структуры кейса.

При составлении заданий кейса мы опирались на выделенную в работах ученых РГПУ им. А.И. Герцена[20] обобщенную структуру учебно-профессиональных задач:

1. Обобщенная формулировка задачи - описание имеющегося в практике противоречия, трудностей, постановка вопроса

2. Ключевое задание, в котором обозначен «продукт» решения задачи (Что требуется представить как результат решения). «Продукт» может быть представлен в виде самостоятельного законченного текста (программы, выступления, проспекта книги, конспекта урока, презентации, афиши, рекламы, листовки, методических рекомендаций, проекта и т.д.), а также обобщенного текста – описания (стратегии поведения, способа действия, операций, технологий и т.п.)

3. Контекст решения задачи – имеющиеся условия (характеристика людей, ресурсов, конкретной социокультурной ситуации и т.д.)

4. Отдельные задания; последовательность действий, которая приведет к решению (к «продукту»).

Проиллюстрируем данную структуру на примере заданий из кейсов по непрерывной педагогической практике[21], к решению которых должен быть готов магистрант как возможный, предполагаемый субъект профильного обучения, способный интегрировать научный психолого-педагогический и предметно-методический потенциал для решения многообразных задач профильной школы.

Кейс №1

Обобщенная формулировка задачи:Наиболее распространенной формой организации образовательного процесса в школе является урок. Однако, по мнению большинства педагогов, сегодня он уже не в состоянии решить все многообразие задач, стоящих перед образованием. Учителя ищут новые способы обновления образовательной практики, изобретают новые формы, дополняющие традиционный урок.

Контекст решения задачи: Для развития у учащихся познавательного интереса к Вашему предмету разработайте вариант проведения внеклассного занятия по предмету (теме, разделу).

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· На основе изучения психолого-педагогической литературы выделите закономерности развития познавательного интереса учащихся.

· Обоснуйте выбор формы внеклассного занятия (соответствие целям, потребностям, характеру учебного материала и т.д.)

· Разработайте план-конспект проведения внеклассного занятия и реализуйте его во время педагогической практики.

· Проанализируйте проведенное вами занятие с позиции его соответствия задаче развития познавательного интереса учащихся.

Продукт решения задачи:

Сравнительная таблица «Особенности форм внеклассных занятий по предмету»

Формы внеклассных занятий Особенности
экскурсия викторина тематический классный час кружки круглый стол   целевые установки особенности организации особенности и характер взаимодействия участников результат

План-конспект

Организация внеклассного занятия в одной из форм

Кейс № 2

Обобщенная формулировка задачи:Современный образовательный процесс, ориентированный на развитие компетентностей учащихся, требует изменения характера учебной деятельности школьников. Поставить ученика в иную, субъектную, позицию, изменить характер взаимодействия в процессе обучения позволяет технология проектного обучения.

Контекст решения задачи: Организуйте проектную деятельность школьников в процессе изучения преподаваемого Вами учебного предмета.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· Определите основные целевые установки использования проектной деятельности в процессе обучения Вашему предмету.

· Выделите в содержании Вашего предмета темы, которые могут быть изучены посредством проектной деятельности.

· Выделите приоритетные роли и позиции учителя и учащихся в осуществлении предметного (межпредметного) проекта.

· Определите характер взаимодействия педагога с учащимися в контексте проектной деятельности.

· Опишите специфику деятельности учителя, связанной с включением школьников в разработку учебных проектов.

Продукт решения задачи:

Технологическая карта изучения учебной темы посредством проектной деятельности.

Вариант решения задачи:

Технологическая карта

Кейс № 3

Обобщенная формулировка задачи:Целью современного образования является развитие компетентной, мобильной, самостоятельной и ответственной личности. В образовательном процессе возрастает роль самостоятельной работы учащихся. Основной проблемой при организации самостоятельной работы школьников является недостаточное количество (и не всегда надлежащее качество) дидактических материалов, соответствующих логике компетентностно-ориентированного образования.

Контекст решения задачи: Разработайте дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся в соответствии с требованиями компетентностного подхода к образованию и примените их в организации учебных занятий.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· На основе изучения психолого-педагогической литературы выявите требования к разработке дидактических материалов в логике компетентностного подхода.

· Сформулируйте основные требования к организации самостоятельной работы учащихся.

· Охарактеризуйте типы и виды дидактических материалов (степень самостоятельности учащихся, уровень сложности учебного материала, характер решаемых задач, характер учебно-познавательной деятельности и пр.)

· Разработайте вариант дидактического материала по одной из тем Вашего предмета и примените их в организации учебного занятия.

Продукт решения задачи:

Задания для детей с разными учебными возможностями в рамках освоения учебной темы

Система домашних заданий разных типов, способствующих развитию компетентностей школьников

Система упражнений, комплекс задач (заданий)

Памятка для учащихся «Как решать задачи/писать сочинение/выполнять упражнение…»

Сравнительная таблица «Виды дидактических материалов»

Вариант решения задачи:

Сравнительная таблица «Виды дидактических материалов»

виды дидактических материалов особенности и образовательные возможности
   

Кейс № 4

Обобщенная формулировка задачи: Значительными образовательными возможностями обладают современные информационно-коммуникационные технологии. Их применение в учебном процессе позволяет достичь наглядности, практикоориентированности образования, упрощает организацию контроля, оптимизирует использование учебного времени. Проведение учебных занятий с использованием ИКТ требует от учителя умения разрабатывать соответствующие дидактические материалы.

Контекст решения задачи: Разработайте дидактические материалы с использованием ИКТ.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· Определите виды дидактических материалов, разрабатываемых на основе ИКТ (интерактивный тест, электронная презентация, тренировочное упражнение, кейс, web-квест и пр.).

· Разработайте вариант дидактического материала с использованием ИКТ по одной из тем Вашего предмета и примените их в организации учебного занятия.

Продукт решения задачи:

Дидактический материал (по выбору студента) на основе ИКТ

Кейс № 5

Обобщенная формулировка задачи:Современный учитель, решая многообразные задачи образования, делает акцент на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, работать в различных коллективах, осуществлять ответственный выбор, т.е. включают детей в проектную деятельность с учетом их возрастных особенностей.

Контекст решения задачи: Овладеть проектным способом решения задач школьники могут только на основе накопления ими опыта проектной деятельности, соответствующего их личностным особенностям и предпочтениям.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· Выявите основные индивидуальные и возрастные особенности, присущие детям Вашего класса.

· С использованием методов психолого-педагогической диагностики определите круг наиболее значимых для учащихся Вашего класса проблем.

· Разработайте, предложите варианты (темы, идеи, направления) детских проектов, реализация которых будет способствовать решению обозначенных проблем.

Продукт решения задачи:

Пакет диагностических материалов, позволяющих изучать индивидуальные и возрастные особенности, присущие детям определенного возраста.

Ранжированный список личностно-значимых проблем школьников, которые могут стать основой детских проектов.

Список тем (идей, направлений) детских проектов.

Кейс № 6

Обобщенная формулировка задачи:Для продуктивной работы над проектом, необходимо обеспечить включение школьников в проектную деятельность. Заинтересовать ребят проектом – значит наполовину достичь успеха в решении проблемы.

Контекст решения задачи.Разработайте алгоритм действий педагога по развитию мотивации и включению школьников в проектную деятельность.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· На основе психолого-педагогической литературы выявите особенности мотивационной сферы школьников различных возрастов.

· Определите основные виды деятельности, в которые будут включаться школьники при разработке проектов.

· Сформулируйте приемы (методы, средства, пути) мотивации и включения детей в проектную деятельность

· Опишите специфику деятельности учителя, связанной с мотивацией и включением школьников в разработку проектов.

Продукт решения задачи:

Алгоритм действий педагога по развитию мотивации и включению школьников в проектную деятельность.

Вариант решения задачи:

Концептуальная таблица

Возраст Особенности мотивации Основные виды деятельности школьников при разработке проектов Действия учителя по включению школьников в проектную деятельность
младший школьник      
подросток      
старший школьник      

Схема-конспект «Особенности мотивации школьников разного возраста»

Эссе «Как включить школьников в проектную деятельность?»

Кейс № 7

Обобщенная формулировка задачи:Организация дополнительного образования в школе позволяет успешно решать задачи, связанные с социализацией, профессиональной ориентацией, развитием компетентности школьников в области культурно-досуговой деятельности и т.д.

Контекст решения задачи. Разработайте и реализуйте программу кружка (факультатива) и цикл занятий (2-3) в рамках существующей в школе системы дополнительного образования детей.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

· Охарактеризуйте существующую в данном образовательном учреждении систему дополнительного образования детей, выделите ее отличия от системы общего образования (цель, принципы, содержание, особенности взаимодействия детей и взрослых и т.д.)

· На основе анкетирования, беседы, наблюдения выявите основные потребности (соцзаказ, запрос) детей в дополнительном образовании на базе школы

· Разработайте проект факультатива, кружка, детской студии, клуба, школы, мастерской.

· В соответствии с Вашим проектом разработайте и проведите цикл занятий со школьниками.

· Проанализируйте собственную деятельность с позиции ее соответствия запросам детей, родителей и педагогов образовательного учреждения.

Продукт решения задачи:

Информационная справка «Дополнительное образование в школе (гимназии, лицее) №__»

Сравнительная таблица «Общее и дополнительное образование»

Анализ результатов изучения социального заказа на дополнительное образование в школе (гимназии, лицее) №__ (диаграмма, схема, таблица)

Проект факультатива, кружка, детской студии и пр.

Технологические карты (конспекты) занятий.

Самоанализ по следующим параметрам:

· основания выбора темы проекта факультатива, кружка, детской студии, клуба, школы, мастерской;

· соответствие проведенных занятий специфике дополнительного образования

· рефлексия приобретенного профессионального опыта.

Вариант решения задачи:

Сравнительная таблица «Общее и дополнительное образование»

Параметры сравнения Общее образование Дополнительное образования
Цель    
Принципы    
Содержание    
Особенности взаимодействия детей и взрослых    
Результат    

Кейс № 8

Обобщенная формулировка задачи.Для того чтобы профессиональная деятельность учителя была успешной, он должен уметь прогнозировать, планировать и осуществлять собственное профессиональное развитие.

Контекст решения задачи.Одновременно с включением в непосредственную профессионально-педагогическую деятельность Вам необходимо учитывать собственные возможности, индивидуальные особенности, профессиональные и жизненные планы.

Ключевое задание, которое приведет к решению:

· Составьте программу профессионального саморазвития

Продукт решения задачи:

Программа профессионального саморазвития

Вариант решения задачи:

Программа профессионального саморазвития:

· Мотив (интересы, идеалы жизни и деятельности);

· Цепочка ближайших и отдаленных целей;

· Пути и средства достижения целей (самообразование, курсы, проф.учебные заведения);

· Возможные трудности и препятствия достижения целей;

· Собственные возможности (способности к обучению, состояние здоровья).

Практика применения кейс-технологии в образовательном процессе магистратуры показала, что происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «консультантом», чем непосредственным источником знаний и информации. Изменение профессиональной позиции преподавателя приводит к тому, что магистрант выступает как партнер в процессе обучения, причём, партнёр, имеющий определенный жизненный опыт. В связи с этим можно выделить следующие позиции преподавателя, которые заключаются главным образом в сопровождении или поддержке студента в работе над кейсом:

Консультант – отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое сосредоточено на решении конкретной проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента «как учиться».

Модератор – в основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Модератор побуждает студентов к деятельности и активизирует ее; выявляет существующие проблемы; организовывает процесс участия в дискуссии; устанавливает климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами.

Тьютор – осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления студентов. Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений магистрантов.

Гуманитарный потенциал метода кейсов огромен, он учит магистрантов видеть проблемы, понимать и использовать концепции, анализировать профессиональные ситуации, оценивать альтернативы возможных решений, выбирать оптимальный вариант решения. Кроме того, эта технология развивает мотивацию, коммуникационные навыки и умения, помогает стать восприимчивым к другому мнению.

Основные понятия

Кейс, практикующее учение, модератор, гуманитарный потенциал кейс-метода.

Вопросы

1.Почему кейс-метод относится к методам практикующего учения?

2.В чём преимущество кейс-метода по сравнению с традиционным обучением?

2.Назовите особенности кейс-метода.

3.Дайте характеристику разным видам кейсов.

4.Назовите этапы реализации кейс-метода в процессе обучения магистрантов.

Наши рекомендации