Автор: кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Акулова О.В
Задачи.
1. Формирование когнитивной компетенцииза счет освоения представлений о теоретических основах альтернативных педагогических систем; о специфике применения теории и технологии Ф.Фребеля и М.Монтессори для проектирования и организации дошкольного образования.
1. Формирование практической компетенциив процессе развития умений: проектировать задачи и содержание образовательного процесса дошкольных учреждений на основе ретроинновации альтернативных педагогических систем и технологий; применять идеи альтернативных авторских технологий Ф.Фребеля и М.Монтессори для повышения качества учебно-воспитательного процесса дошкольного и семейного образования.
Содержание дисциплины
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
Альтернативные системы раннего образования в контексте истории кафедры дошкольной педагогики. | - | - | ||||
1. | Значение альтернативной системы Ф.Фребеля для дошкольного образования.Философско-педагогическая концепция Ф.Фребеля.Фребель о четырех инстинктах ребенка: деятельности, познания, художественный и религиозный. Развитие и самораскрытие природных особенностей ребенка как цель работы Детского Сада. | - | ||||
2. | Игра - ядро педагогики детского сада. Игра как инстинкт и основная деятельность ребенка. Выражение в игре внутреннего мира ребенка через изображение внешнего мира. Многообразие игр в педагогическом процессе детского сада. | |||||
3. | Дары и художественные рукоделия в системе Ф.Фребеля.Характеристика дидактических материалов, их развивающий потенциал. Методические рекомендации к использованию фребелевских даров и рукоделий. Сущность деятельности садовницы (фребелички) при работе ребенка с материалами. | |||||
4. | Ретроинновация альтернативной технологии Ф.Фребеля.Технология определения целей и задач образовательной деятельности на основе педагогической концепции Ф.Фребеля. Современные методы работы с фребелевскими дарами и рукоделиями. | |||||
5. | Концептуальные положения авторской альтернативной педагогической системы М.Монтессори.Система М.Монтессори как опыт развития идей свободного воспитания начала 20 века. Природа ребенка в Монтессори-педагогике. Учет сенситивных периодов его развития. Сочетание опосредованного и непосредственного воздействия педагога на развитие ребенка. | - | ||||
6. | Интеллектуальное развитие ребенка в Монтессори-педагогике.Сенсорика какоснова развития интеллектуальных способностей. Развитие восприятия в процессе деятельности с материалами на различение цвета, величин, характера поверхности, веса и звуков. Методика обучения детей «письму-чтению» М.Монтессори как альтернативная система вхождения ребенка в письменную речь. Характеристика дидактического материала М.Монтессори на обучение счету. | |||||
7. | «Подготовленная среда» как средство саморазвития и самообучения ребенка.Принципы и правила организации предметно-развивающей среды в Домах ребенка М.Монтессори. Автодидактизм как основная характеристика материалов. Роль педагога в самостоятельной деятельности детей с пособиями и атрибутами. | |||||
8. | Ретроинновация альтернативной технологии М.Монтессори.Развивающий потенциал Монтессори-педагогики. Опыт МАМА как основа ретроинновации. Целостное и поэлементное использование структурных элементов системы Монтессори в современном дошкольном образовании. | |||||
Содержание вариативной самостоятельной работы. | ||||||
Итого: | - |
Содержание самостоятельной работы по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов | Сроки отчетности |
1. | Значение альтернативной системы Ф.Фребеля для дошкольного образования. | Изучение литературы. Подготовка ксерокс-конспекта одной из глав книги Ф.Фребеля «Воспитание человека». | 12.10.12 | |
2. | Игра - ядро педагогики детского сада. | Подготовка компьютерной презентации. | 12.10.12 | |
3. | Дары и художественные рукоделия в системе Ф.Фребеля. | Подготовка к семинару в диалоговом режиме, изучение теоретической литературы. | 26.10.12 | |
4. | Ретроинновация альтернативной технологии Ф.Фребеля. | Создание электронной картотеки «Фребелевские рукоделия в современном детском саду». | .11.12 | |
5. | Концептуальные положения авторской альтернативной педагогической системы М.Монтессори. | Изучение литературы. Подготовка ксерокс-конспекта одной из глав книги М.Монтессори «Мой метод научной педагогики». | .11.12 | |
6. | Интеллектуальное развитие ребенка в Монтессори-педагогике. | Подготовка компьютерной презентации. | .12.12 | |
7. | «Подготовленная среда» как средство саморазвития и самообучения ребенка. | Подготовка к семинару в диалоговом режиме, изучение теоретической литературы. | .12.12 | |
8. | Ретроинновация альтернативной технологии М.Монтессори. | Создание электронной картотеки «Работа с Монтессори-материалами в современном детском саду». | .12.12 | |
Итого: | 60 часов |
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
3. | Дары и художественные рукоделия в системе Ф.Фребеля. | Разработка методического пособия для воспитателей дошкольного образования «Фребелевские рукоделия» | |
4. | Ретроинновация альтернативной технологии Ф.Фребеля. | Подготовка к презентации раздела электронного журнала для педагогов и родителей «Педагогика Ф.Фребеля в современном дошкольном и семейном воспитании». | |
7. | «Подготовленная среда» как средство саморазвития и самообучения ребенка. | Разработка плоскостного макета «Монтессори-материалы в среде группы детского сада». | |
8. | Ретроинновация альтернативной технологии М.Монтессори. | Подготовка к презентации раздела электронного журнала для педагогов и родителей «Монтессори-педагогика в современном дошкольном и семейном воспитании». | |
Итого: | 22 часов |
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме дифференцированного зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.
Задания для самостоятельной работы, предлагаемые магистрантам в ходе промежуточного контроля, ориентированы на успешное прохождение итоговой аттестации — дифференцированного зачета, который может быть выставлен на основе рейтинговой оценки, набранной за самостоятельно выполненные задания и работу на аудиторных занятий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова.- М., 2001.
2. Монтессори М. Мой метод научной педагогики. – М., 2006.
3. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: теория и практика. Учебное пособие. М., 2006
4. Хилтунен Е. Дети Монтессори. Книга для педагогов и родителей. – М., 2008
5. Фребель, Ф. Воспитание человека; Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. - М., 2003.
б) дополнительная литература:
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М., 2003.- С. 90.
3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М., 2000.
4. Монтессори М. Дети – другие. – М., 2005.
5. Парамонова, Л.А., Протасова, Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. - М., 2001.
6. Хилтунен Е. «Уроки на корточках». Книга о воспитании детей в духе педагогики М.Монтессори. – М., 2006
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
http://www.resobr.ru/ Ресурсы образования. МЦФР.
http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал.
http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml / Качественное образование. Приоретный национальный проект «Образование».
http://window.edu.ru/window / Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):
http://lib.herzen.spb.ru/ Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И.Герцена
http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека
http://www.lib.ru/ Электронная библиотека открытого доступа
Автор: кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Акулова О.В.