Распознавание по интонации и содержанию реплики ее автора; выделение в воспринятой на слух информации логических неточностей
«Кто сказал комплимент?»
В этой игре принимает участие 6—8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и др. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3—4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побудут в роли водящего. Обязательное условие этого круга — не искажать звучание своего голоса.
При повторе игры правило изменяется — теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос, например, говорить комплименты от имени хитрой Лисы Патрикеевны. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.
Угадай, кто?
Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков как можно точнее отгадать, кто так говорит:
■ Московское время 10 часов 5 минут.
■ Налить вам еще чаю?
■ Открой рот и скажи «а-а-а»!
■ Раз, два, три — тебе водить!
■ Мороженое — сливочное, клубничное, шоколадное!
■ Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области — туман.
■ Осторожно, двери закрываются! Следующая станция — «Таганская».
■ Внимание! Прибытие поезда «Москва — Санкт-Петербург» ожидается в 18 часов и т.д.
Так бывает или нет?
В игре принимает участие вся группа детей. Их задача — слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), подать знак — хлопнуть в ладоши. Кто будет играть без ошибок?
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мел крокодил.
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
И. Семенова
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
К. Чуковский
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
3. Александрова
Шире круг! Шире круг!
Шел по улице индюк,
На цепи бульдога вел
И хвостом дорогу мел.
Шире, шире, шире круг,
А навстречу шел утюг,
Шел с корзинкой на базар,
Шел и гладил тротуар.
Шире, шире, шире круг!
Проглотил индюк утюг,
А бульдог — корзинку
Скушал, как сардинку.
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Свекла ехала верхом
В парусной карете.
А за ней, едва дыша,
Тихо, аккуратно
Два кирпичных беляша
Топали обратно.
А за ними во всю прыть,
Мелкими шажками
Шкаф пытался переплыть
Блюдо с пирожками.
Ох!
В лесу —
Переполох!
Кто б подумать
Только мог:
Муравей
Берлогу строит,
А медведь
Морковку ест.
Белка
Ход
Подземный роет.
Слон
Взлетает до небес.
Лев от зайца убегает.
Волк
Крадется по сосне.
Где же
Лес такой бывает?
Вы не знаете?
Во сне!
В. Нестеренко
Правильно — неправильно
Игровое задание — заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут сами предлагать друг другу определить правильность (неправильность) придуманных ими предложений:
■ По утрам я сначала надеваю куртку, а потом — рубашку.
■ Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.
■ Ночью я часто хожу гулять в лес.
■ Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т.д.