Нарушения этики ведения диалога с учащимися.

Речевой этикет.

Содержание:

Этикетные нормы общения. Речевой этикет.

Требования к речи педагога.

Нарушения этики ведения диалога с учащимися.

Правила речевого этикета

Речевой этикет:

-это система национально — специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности) (Педагогическое речеведенье);

-это сумма ситуативно-тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником,

-социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. (М.Р.Григорьева)

Основные функции речевого этикета:

· коммуникативная,

· контактоустанавливающая,

· призыва,

· привлечения внимания,

· функция вежливости и т.д.

Существуют общие правила речевого общения (вот некоторые из них):

· соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др.,

· соблюдение специальных этикетных речевых формул:

— приветствие, обращение. Они задают тон всему общению и выполняют контактоустанавливающую функцию (здравствуйте; доброе утро, Софья Петровна). Данная речевая формула свидетельствует о проявлении добрых чувств к собеседнику, о внимании к нему,

—этикетные формулы, фразы к «случаю»: выражение просьбы в прощении, этикетные формулы поздравлений, приглашений и т.д.

Уместны фразы типа: Не мог бы ты сейчас помочь Наташе навести порядок в классе? Вы не могли бы подсказать мне, чем увлекается Ваш ребенок? Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?

-эвфемизация речи — поддержание культурной атмосферы общения: желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно. Эвфемистические номинации смягчают способ выражения сказанного. Все что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения, подвергается перифрастической номинации. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений и др. Например, «он покинул нас, «скончался»; «1001 вопрос про это»- об интимных отношениях.

Требования к речи педагога

Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого …
развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка.

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в школьном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи учителя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его (Лапихина Е.Ю.).

С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.

Тональность общения:

— (в узком понимании) — это его звуковая, интонационная характеристика,

— (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как».

«Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него». И.Ф. Харламов.

Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. Но, то и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.

Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:

· заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения.

· доброжелательность — не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика не только установления контакта с учеником, но и со всем классом. И также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.

· личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза — это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.

· раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.

Нарушения этики ведения диалога с учащимися.

Умение этически грамотно организовывать диалог на уроке – это одно из профессиональных умений педагога. Однако часто в практике работы с учащимися в аудитории педагог делает различные замечания школьникам, не задумываясь о дальнейшей реакции ребенка на сказанное учителем.

Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие:

1. Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).

2. Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Семенова, своими заумными вопросами!»).

3. Акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).

4. Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на стол», «Как можно не знать таких простых вещей?»).

5. Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной неудовлетворительной оценке!»).

6. Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

7. Упреки («Сколько раз напоминала, а ты…», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать…!»).

8. Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого „профессора“! Лучше бы постригся»).

9. Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).

10. Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что, в голове – две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

11. Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).

12. Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно не знать элементарных вещей»).

13. Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.

14. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

Как видим, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической (Кузнецов И.Н.).

Рассмотрим некоторые варианты типичных замечаний в адрес ученика:

1. Предписывающие замечания.

2. Подавляющие замечания

3. Косвенные замечания.

Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя — что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник его реализует. Предписывающие замечания делятся на пять видов:

1. Приказы. Команды. Указания.

— Выплюнь сейчас же резинку!

— Немедленно сядь!

2.Предостережения. Угрозы.

— Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!

— Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы!

3.Нотации. Проповеди.

— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

— В твоем возрасте уже следует знать, как себя вести!

4.Поучения.

— Ты никогда не сможешь дочитать параграф, если будешь лезть к Саше!

— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!

5. Советы. Предписания.

— Я бы на твоем месте никогда себя так не повела!

— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!

Согласитесь, все эти замечания нам очень знакомы и часто звучат в классе.

Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает, что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить, пригрозить? «Плохого» то, что слишком часто не срабатывает, и, самое главное, внутри каждого такого замечания спрятано сообщение «Ты — плохой»: ты ничего не можешь самостоятельно, ты ни на что не способен. Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика — он выплюнет резинку, перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять «делать, то же, самое», стоит вам отвернуться. Еще одна причина неэффективности предписывающих замечаний — они несут информацию только об ученике, но никогда об учителе. У школьника совершенно нет возможности узнать о том, как именно его поведение повлияло на преподавателя. Он уверен только, что педагог решил определенным образом изменить его поведение. В этом случае чаще всего ребенок делает несправедливые умозаключения о преподавателе — он придирчив, несправедлив, невнимателен, неумен, бесчувственен, груб и т.п. Придя к такому заключению, школьник вряд ли будет уделять много внимания заботе об учителе, о том, чтобы не мешать ему, о том, чтобы урок проходил в лучшей обстановке. Как раз напротив, он предрасположен бороться, восставать, проказничать, не слушаться — выдумывать любые способы, только бы не выполнить предписания педагога.

Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смешивают ребенка «с грязью», снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содержат оценку, осуждение, критику, насмешку. Они делятся на шесть категорий:

1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.

— Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

— Ну, ты мне и надоел!

— Нет, тебе выйти — нельзя!

2.Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

— Вы скачите, как стадо диких тараканов!

— Вы просто подонки общества!

— Надо же, как ты разошелся! Давно двоек не получал!?

3.Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.

— У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?

— Я понимаю, Шакунова, ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

4.Поощрение. Положительное оценивание.

— Иванов, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!

5.Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.

— Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?

— Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мультсериал, но занятия в школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого!

6.Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.

— Почему это вы сидите не на своих местах?

— Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько занятий?

— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!?

К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли? А ведь они переполнены негативными оценками. Тысячи подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое, что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности. Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь единицы. Независимо от того, каков будет эффект подавляющего замечания — пропадает втуне и никак не повлияет на поведение ребенка, либо усвоится им как еще одно доказательство его неадекватности, и в том и в другом случае он раскодирует скрытое сообщение — «Ты — плохой». Это обязательно стимулирует его самозащиту, он просто вынужден защищаться от этой — в его представлении — атаки. Он может спорить, возмущаться, доказывать, что учитель неправ. Некоторые ученики смиряются и думают: «Мне уже все равно, давайте, продолжайте в том же духе!»

Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания.

— Твои туфли выглядят лучше, нежели звучат!

—Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!

— Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бессмысленно, а?

— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!

— Это когда же тебя назначили директором школы?

— Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем, и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

— Все, уважаемые, поразвлекались, и будет, займемся делом!

Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так как чувствуют, чем чреваты предписывающие и подавляющие. Им кажется, что школьники легче переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче», «этичнее» (по сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты — плохой», замаскировать не удается. Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект — приучение школьника к действиям «исподтишка».

Почему такая форма общения неэффективна? Причины кроются в следующем:

· все они содержат скрытое сообщение «Ты — плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание.

· они сфокусированы исключительно на школьнике и совершенно ничего не сообщают о педагоге

Помните следующие важные правила речевого этикета:

— не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы,

-не повторяйте речевые ошибки учащихся,

-следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т.д.),

— не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну », «так значит», «в общем» и т.д.,

— следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний,

-обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, на уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе,

— исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт.

«Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев.

Наши рекомендации