Алгоритм анализа психолого-педагогических
СИТУАЦИЙ
Алгоритм анализа психолого-педагогических ситуаций и Решения воспитательных проблем представляет собой некоторую последовательность взаимосвязанных действий педагога-психолога, состоящих из ряда этапов и приводящих к поставленной цели.
Этапы алгоритма не являются жестко фиксированными и предполагают творческое отношение к их реализации с учетом характера и содержания конкретной психолого-педагогической ситуации. Эти этапы следуют друг за другом в такой последовательности[1]:
1) общая характеристика образовательно-воспитательной системы:
а) характеристика социальной среды, в которой находится педагогическая система:
- благоприятные и неблагоприятные условия вокруг школы или учреждения;
- положительное и отрицательное влияние взрослого окружения на детей и молодежь;
- наличие региональных, национальных, религиозных традиций, формирующих нравственный микроклимат среды;
б) характеристика педагогической системы, которая изучает:
- форму организации системы (класс, учебная группа, кружок и т.д.);
- возрастной и половой состав;
- формальных и неформальных лидеров;
- оценку степени сплоченности и воспитанности групп и коллектива;
2) диагностический анализ поступков объектов воздействия:
- психологические особенности школьников, других людей, их состояние в момент взаимодействия;
- конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки;
- анализ и диагностика поступков всех участников педагогической ситуации осуществляется по следующей схеме:
Описание поступка | Объяснение поступка | Педагогическая оценка поступка | Диагностическое решение | Предвидение |
3) диагностический анализ личности субъектов воздействия:
- определение порядка ответственности и значимости;
- определение субъектов непреднамеренного педагогического действия, которые, действуя стихийно, влияют положительно или отрицательно на ход педагогического процесса;
- осуществление психолого-педагогической диагностики субъектов педагогического воздействия по сформированным у них навыкам и умениям психолого-педагогической деятельности;
- обобщение диагностических решений в характеристиках: умелые - неумелые действия, действия частично правильные и частично неправильные;
4) качественная характеристика отношений между воспитателем и воспитуемыми:
- отношения, сложившиеся между воспитателем и воспитуемыми;
- отношения, сложившиеся между воспитателем и группой воспитуемых;
- характеристика социально-гражданских, дидактических и неформальных доверительных отношений между воспитателем и воспитуемыми;
- главные линии взаимоотношений в педагогической системе и их роль для решения возникших задач;
5) определение всех существенных исходных условий и содержания проблемы педагогической задачи, ее формулировка в целом:
- уяснение совокупности имеющихся сведений об объективных и субъективных условиях ситуации;
- конкретизация благоприятных и неблагоприятных условий для решения задачи;
- определение проблемы задачи;
- формулировка задачи в целом (цели, условия и необходимые действия для ее решения);
6) планирование и осуществление предложенного варианта решения педагогической задачи:
а) выбор способа достижения цели и планирование деятельности педагогов:
- определение конкретного содержания воспитания;
- выбор видов деятельности воспитателей и воспитуемых;
- выбор организационных форм работы;
- определение конкретных сроков проведения тех или иных мероприятий по порядку;
б) составление окончательного плана решения задачи;
в) осуществление плана решения задачи на практике.
Практическое решение профессиональных педагогических задач и ситуаций предполагает использование индивидуальных и коллективных форм работы субъектов воспитания, применения ими различных методов и приемов.
[1] За основу взяты материалы кн Спирин Л Ф Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред П И Пидкасистого М , 1997