Классификация педагогических технологий
Профессионального обучения (по Г.К. Селевко)
По иерархичности.Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности, образуют модель «матрешки»:
1. Метатехнологии (социально-политический уровень).
2. Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).
3. Модульно-локальные мезотехнологии: частно-методический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.
4. Микротехнологии (контактно-личностный уровень).
По структурированности
1. По уровню применения:
· вертикальная структура: - метатехнологии, - макротехнологии, - мезотехнологии (модульные, локальные), - микротехнологии (конкретно-личностные) | · горизонтальная структура: - монотехнологии, - политехнологии, - гибкие, - проникающие |
2. По философской основе
- материалистические, - идеалистические, - диалектические, | - метафизические, - сциентистские (технократические), | - гуманистические, - природосообразные, - прагматические |
По методологическому подходу
- гуманистические, - системные, - групповые, - знаниевые, - личностно ориентированные, - ситуативные, - алгоритмические, - социокультурные, - информационные, - природосообразные, | - комплексные, - дифференцированные, - ценностные, - поисковые, - средовые, - валеологические, - практико ориентированные, - тактические, - исследовательские, - детерминистские, | - коммуникативные, - манипулятивные, - интегральные, - индивидуальные, - компетентностные, - деятельностные, - стратегические, - творческие, - синергетические, - диагностические |
По ведущему фактору развития личности
- биогенные, - социогенные, | - психогенные, - идеалистские |
5. По научной концепции освоения опыта
- ассоциативно - рефлекторные, - деятельностные, - развивающие, | - интериоризаторские, - бихевиористские, - гештальттехнологии, - нейролингвистические, | - суггестивные, - психоаналитические, - генетические, - социоэнергетические |
По ориентации на сферы и структуры индивида
- информационные, - операционные, - эмоционально-художественные, - эмоционально-нравственные, | - саморазвития, - эвристические, - креативные, - творческие, | - практические, - психофизиологические, - компетентностные |
По характеру содержания
- общеобразовательные, - профессиональные, - гуманитарные, - технократические, | - валеологические, - экологические, - отраслевые, - монотехнологии, | - комплексные, - проникающие, - жёсткостандартные, - адаптивно-вариативные |
8. По виду педагогической деятельности
- обучающие, - воспитательные, - развивающие, - педагогической поддержки, - реабилитации, | - педагогической помощи, - эффективной социализации, - управленческие, - психолого-педагогические, - социальные, | - медицинские, - культурологические, - экономические |
По типу управления
- разомкнутые, - цикличные, - фронтальные, - вербальные, - автоматизированные, - классно-урочные, | - лекционно-семинарские, - с помощью учебной книги, - малых групп, - консультирования, - репетиторства, - компьютерные, | - программированные, - самоуправления, - взаимоуправления, - коммуникационные, - административного управления |
10. По методам и способам
- репродуктивные, - объяснительно - иллюстративные, - принуждения, - свободного выбора, - программированные, - проблемные, | - поисковые, - исследовательские, - развивающие, - саморазвития, - групповые, - коллективные, - информационные, | - диалогические, - коммуникативные, - интерактивные, - игровые, - трудовые, - творческие, - арт-технологии |
По организационным формам
- классно-урочные, - лекционно-семинарские, - академические, - клубные, | - индивидуальные, - групповые, - открытые - закрытые, | - коллективные, - дифференцированные |
12. По средствам обучения и воспитания
- вербальные - наглядные, - аудиовизуальные, - программированные, | - электронно-обучающие, - компьютерные, - телекоммуникационные, - дистанционные, | - спутниковые - действенно-практические |
13. По направлению модернизации
- гуманизации, - демократизации, - активизации, | - технологизации, - интенсификации, - инновации, | - непрерывности, - опережения |
14. По подходу к обучающемуся