Методические рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе
Содержание заданий по психологии студентам V курса
Задания по психологии для студентов V курса направлены на закрепление и применение знаний, полученных при изучении ими дисциплин психологического цикла (Общей психологии, Экспериментальной психологии, Возрастной и педагогической психологии); овладение навыками и умениями исследовательской работы при изучении психологических особенностей младшего школьника и классного коллектива; развитие у студентов профессионально-значимых качеств личности и формирование активной педагогической позиции.
Исследовательская деятельность студентов 5 курса в период педагогической практики осуществляется по трем направлениям:
I. Изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе;
II. Изучение классного коллектива;
III. Самоанализ профессиональных умений и педагогической позиции студента.
I. Изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе
«Первые дни ребенка в школе»
Задачи педагогической практики «Первые дни ребенка в школе»:
1. Ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе;
2. Ознакомление студентов с особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года;
3. Формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.
В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Студенты получают определенный опыт общения с первоклассниками и их родителями.
Задание по психологии в период обозначенной практики заключается в определении «школьной зрелости» у учащихся (2-3 человек) первого класса на начальный период обучения.
Методические рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе
Исследовательская деятельность студентов при изучении психологической готовности первоклассников к школьному обучению может быть организована по следующему плану:
1. Целенаправленное наблюдение за вербальными и невербальными особенностями поведения детей в первые дни обучения в школе;
2. Беседа со школьным психологом, анализ школьной документации по предварительному тестированию детей при поступлении в первый класс (по возможности);
3. Выборочное наблюдение за отдельными учащимися из класса, определение у них особенностей адаптации к новым социальным условиям (школе);
4. Беседа с этими первоклассниками, налаживание психологического контакта, изучение учебной мотивации;
5. Определение «школьной зрелости» у этих учащихся с помощью психологического тестирования;
6. Формулировка выводов о степени психологической готовности к школьному обучению у первоклассников (2 -3 человека из класса).
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Эти аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Не только педагогам известно, как трудно научить чему-либо ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным занятиям", "ответственным" поручениям. Появление такого рода желаний свидетельствует о сформированной мотивационной готовности к школьному обучению
Если детей привлекают лишь новые атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. – можно говорить о внешней мотивации, не направленной на процесс получения новых знаний. Для начального периода обучения это характерно. Однако у отдельных ребят явно проявляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, только хорошие). Такого рода проявления свидетельствуют о внутренней мотивации, направленной на процесс учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте у детей проявляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть как личными ("хочу учиться, чтобы прочитать много книг"), так и общественно значимыми (научусь быть врачом, буду лечить людей).
Изучение мотивационной готовности как составного компонента «школьной зрелости» студент может проводить методом выборочного наблюдения, а так же методом беседы с учеником (заранее продуманные вопросы позволят получить необходимую информацию).
Вопросы для организации беседы с первоклассником могут быть такими:
· Ходил ли ты в детский сад? Если нет, то с кем был дома?
· Чем тебе нравилось больше всего заниматься до школы? Почему?
· Хотел ли идти в школу? Почему?
· Нравится ли тебе в школе? Что нравится? Почему?
· На каких уроках интересней всего заниматься? Почему?
· Хотел ли ты вернуться снова в детский сад? Почему?
· Хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?
Интеллектуальная готовность к школе определяется не только количеством накопленных ребенком знаний, представлений и понятий, но и уровнем развития мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные закономерности, делать выводы.
В настоящее время существует большое количество вариантов определения познавательной готовности ребенка к школе. Однако, учитывая тот факт, что практика «Первые дни ребенка в школе» рассчитана на короткий срок, совпадающий с нелегким для первоклассника периодом жизни, мы сознательно не рекомендуем их использовать в большом количестве, и ограничиваем студентов одной - двумя из них, наиболее информативных, простых в проведении и обработке.
Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль. Обозначенные показатели поведения ребенка, свидетельствующие так же о готовности к новым социальным требованиям, студент-практикант может определить методом выборочного наблюдения.
По итогам исследований сформированности у детей «школьной зрелости» студент составляет характеристику на 2-3 учеников из класса, ориентируясь на предложенную ниже схему. К характеристикам прикладываются результаты проведения тестирования по определению психологической готовности к школе (1-2 теста на выбор студента).