СНИ— СНЕ— СНЯ
Закрепляйте произношение, повторяя отраженно слова с этими слогами, затем составляйте короткие предложения.
Выучите наизусть чистоговорки, поговорки.
си — си — си — сено накоси
се — се — се — ленточка в косе
ся — ся — ся — плавники у карася
си — си — си — огонь не гаси
ась — ась — ась — вот какой карась
усь — усь — усь — вот это гусь
ось — ось — ось — какой красивый лось
ысь — ысь — ысь — вот такая рысь
ес — ес — ес — кругом лес
У маленькой Сани едут сани сами.
* * *
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Дифференциация звуков [с] и [с']
Произнесите отраженно слоги:
СА — СЯ СО — СЕ СУ —СЮ СЫ — СИ | АСА — АСЯ АСО — АСЕ АСУ — АСЮ АСЫ — АСИ | СЯ — СА СЕ — СО СЮ — СУ СИ — СЫ | АСЯ — АСА АСЕ — АСО АСЮ — АСУ АСИ — АСЫ |
Выучите наизусть слоги:
СА — СЯ — СА СО — СЕ — СО СУ — СЮ — СУ СА — СЯ — СА — СЯ СО — СЕ — СО — СЯ СУ — СЮ — СУ — СЮ | СЯ — СА — СЯ СЕ — СО — СЕ СЮ —СУ —СЮ |
Попросите ребенка определить, в каком слове мягкий звук [с'], а в каком твердый звук [с]. На твердый звук он хлопает в ладошки один раз, на мягкий — два раза.
Сито, сыты, бас, бис, нос, ось, сор, рис, сила, сельдь, коса, роса, веся, сад, гуси.
Назови игрушки, в названии которых есть звуки [с], [с'].
Назови предметы в доме, в названии которых есть звуки [с], [с'].
Закрепляйте звуки в словах, коротких предложениях, показывайте картинки, просите пересказать короткие рассказики. Выучите наизусть:
За мамой-слонихой |
Топал слоненок, |
За мамой-лисицей |
Крался лисенок. |
А. Екимцев |
* * * |
Самолет построим сами. |
Понесемся над лесами. |
Понесемся над лесами, |
А потом вернемся к маме. |
А. Барто |
* * * |
Два Степана у сметаны. |
* * * |
— Скажи: двести. |
— Двести. |
— Голова в тесте. |
* * * |
Семь суток сорока старалась, спешила, |
Себе сапоги сыромятные сшила. |
Звук [з]
Звук[з] образуется, когда губы чуть растянуты в улыбке. Зубы сближены. Но не сомкнуты, а кончик языка слегка касается передних зубов. Звук [з] образуется аналогичным образом, но произносится с участием голоса. Можете вспомнить сказку о «Веселом язычке», но теперь язычку стало совсем скучно и он решил спеть песенку с голосом, звонкую. Язычок всвоем домике прижался к нижним зубкам, пустил ветерок, включил голосок и звонко-звонко запел: з-з-з. Получилась новая песенка — песенка комара з-з-з. Так поет комар, когда летит и хочет кого-нибудь укусить. Когда муха попадает в паутину, она жалобно кричит: з-з-з. Когда ребенок научится хорошо петь песенку комара, можно переходить к слогам.
Ребенок произносит отраженно следующие слоги:
ЗА — ЗА — ЗА ЗО — ЗО — ЗО ЗУ — ЗУ — ЗУ ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ | ЗА — ЗО ЗО —- ЗУ ЗУ — ЗЫ ЗЫ — ЗУ | ЗА — ЗУ — ЗО — ЗЫ ЗА — ЗЫ—ЗО — ЗУ ЗО — ЗЫ- ЗУ — ЗА ЗУ — ЗА— ЗЫ — ЗО |
Когда слоги будут полностью освоены, можно переходить к словам. Вначале произносятся слова, которые начинаются звуком [з], чтобы ребенку было легче фиксировать свое внимание на изучаемом звуке.
Попросите ребенка произнести отраженно слова, внимательно следя за произношением звука[з].
заря закат завод закон залив зависть задача | зов зола зона зонт золото зоосад зоопарк | зуб зуд зудеть зурна Зураб зубы | козы розы вазы березы грозы морозы тазы |
Закрепите произношение в словах, повторяя их отраженно, затем в коротких предложениях. После этого ребенок произносит отраженно слоги аз, оз, уз. Придумайте слова, которые начинаются на эти слоги и проговаривайте их с ребенком. Теперь можно проговаривать следующие слоги:
ЗБА ЗБО ЗБУ ЗБЫ | ЗВА ЗВО ЗВУ ЗВЫ | ЗДА ЗДО ЗДУ ЗДЫ | ЗЛА ЗЛО ЗЛУ ЗЛЫ | ЗНА ЗНО ЗНУ ЗНЫ |
Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил слоговые ряды, повторяйте нужное для вашего ребенка количество раз.
Попросите малыша произнести и объяснить значение слов.